Вчера я закончила пересматривать один из лучших советских эпических фильмов «Вечный зов». Режиссёры Валерий Усков и Владимир Краснопольский сняли эту ёмкую историческую кинодраму по одноимённому роману Анатолия Иванова. Я помню середину семидесятых, когда после программы «Время» замирала жизнь во дворах. Вся страна сидела у телевизоров, следя за судьбами главных и неглавных героев. От мала до велика, затаив дыхание, мы сопереживали экранной истории по-настоящему. Почему? Потому что в ней было рассказано о НАС: о наших дедушках и бабушках, отцах и матерях, соседях и друзьях так, как мы их знали и помнили: БЕЗ ВРАНЬЯ. Наше «сегодня» отличается от нашего «вчера» как земля от неба и день от ночи. Почему? Будем разбираться.
СЕГОДНЯ И ВЧЕРА
Не романтизирую ли я пору своего детства, не стараюсь ли представить беленьким то, что сейчас закрашено в чёрное? Нет, ребята, я в здравом уме и твёрдой памяти могу заявить всем, кто меня читает: у нас, с нашей же помощью наивных дурачков-идеалистов, украли не только страну, нас обокрали и продолжают обкрадывать ментально. Мы прозрели, но поезд ушёл.
Идеология
«Вечный зов» как кинематографическое произведение нельзя назвать шедевром. Тренированный глаз заметит как некоторые операторские косячки, так и банальные приёмы визуального ряда и драматургического повествования. Этот фильм в целом — крепкая серийная продукция мастеров кинематографии старой советской школы, каковые один за другим уходят в вечность. Безусловно, этот фильм идеологичен. Сегодня принято насмешничать над любыми поползновениями хотя бы посмотреть в эту сторону. Но мы посмотрим. И что же увидим?
А увидим мы, что официальная отмена идеологии как метода удержания порядка в огромной (да и в любой) стране в начале 90-х касалась исключительно привычных нам ментальных конструкций и поведенческих стереотипов. Естественность коллективного труда, осознание причастности к чему-то большому и сильному, ощущение единства друг с другом, были заменены на «работай на себя», «никто никому ничем не обязан», «потребляй без меры, ты этого достоин». Под лозунгом «нет коммунизму, здравствуй свобода» нам вменили в обязанность молчать, когда нарушаются наши человеческие и гражданские права, попирается достоинство, покупается правосудие.
И каковы же результаты этой фактической идеологической подмены? Оглянемся вокруг: при внешнем изобилии мы быстро шагаем к скудости здравого смысла, оболваниванию детей ложными жизненными целями, обнищанию творческих идей в наших головах, к стиранию наших культурных и цивилизационных традиций. Мы становимся манкуртами, не знающими родства и собственной силы.
Чтобы посмотреть на себя прежних, вернуть детям и внукам их корни, я призываю отвлечься от кино-поноса наших ТВ-каналов, особенно молодёжных, и посмотреть «Вечный зов». Мы увидим самих себя в будущем, если опомнимся.
Художественные достоинства
Если опомнимся, мы увидим за бедностью одежды и жилищ духовную цельность предыдущих поколений. В этом фильме даже откровенные преступники демонстрируют идейную мотивацию к действию. Иначе и быть не может, потому что люди с чувством собственного достоинства, хотя и реализуют его по-разному, всё же схожи в одном: они видят в другом человеке — человека. Один персонаж унижает другого не потому что ему просто хочется наслаждаться властью над бессловесным человеческим скотом, но потому, что он ненавидит в человеке человеческое. Некоторые герои любят до одури не ради животной страсти, а за внутренний человеческий огонь, каким бы он ни был. Взаимному уважению, с каким общаются на экране главные действующие лица, мы можем только позавидовать.
В фильме задействованы прекрасные актёры Пётр Вельяминов, Ада Роговцева, Вадим Спиридонов, Иван Лапиков, Ефим Копелян, Тамара Сёмина, Николай Иванов и многие другие. Ни в едином кадре ни грамма актёрского вранья. Именно поэтому в ленте так много крупных планов, есть кого показывать. ВСЕ сколько-нибудь значимые персонажи имеют свой крупный план. Какие лица, глаза, мимика! Современные экранные господа и дамы не идут ни в какое сравнение с выразительностью профессионалов ушедшей эпохи. Станиславский мог бы ими гордиться. Обращаюсь к молодым представителям актёрско-режиссёрского цеха: посмотрите, не пожалеете.
Отдельно хочется сказать про грим. Зная фактический возраст некоторых актёров на момент съёмок, я была потрясена аутентичностью картинки молодых лиц героев, их постепенным внутрикадровым «старением» и, настоящей изношенностью анатомии лиц к финалу фильма. Крупный план всегда сдаёт актёра, если он плохо загримирован. В «Вечном зове» нам явлен блестящий образец работы советских мастеров-гримёров. А костюмы, декорации! Никакой бутафории и абсолютное освоение актёрами внутрикадрового пространства.
Драматургия
Сценарий «Вечного зова» сделан суперпрофессионально: никаких неоправданных длиннот, хорошая динамика событийного ряда, волнообразное сюжетное движение. Напряжение — ослабление внимания зрителя ритмично, смысловое наполнение экранного действия меняется от лирических сцен через бытовые к политическим и обратно. Ни один персонаж не потерян, линия каждого доведена до логического конца. К финалу трагизм событий нарастает. То, что началось как простая человеческая страсть, трансформируется в универсальную человеческую трагедию. Любовь земная приобретает качество Духовной, кульминируя в сцене Матери, приехавшей на могилу погибшего в чужой стране сына. Я намеренно не описываю фабулу фильма, не привожу конкретные примеры. Посмотрите сами…
Вечный зов
Все, кто ещё слышит Вечный зов своей души, остановитесь, оглянитесь… Ничто не повторяется, кроме падения и взлётов человеческого духа. Давайте держаться вместе. Хотя бы это. Хотя бы это…