Драматургические разборы фильмов и пьес

Ромео и Джульетта Петра Шерешевского

И снова на сцене Екатеринбургского ТЮЗа, бывшего некогда имени Ленинского Комсомола, давали «Ромео и Джульетту». Театральное агентство «Ангажемент», которое привычно возит к нам золотомасочные спектакли (спасибо ему за это), представило интерпретацию великой пьесы Семёном Саксеевым в постановке Петра Шерешевского. Именитый Московский ТЮЗ, вечный Шекспир, вечная любовь и всё такое… Народ повалил… и… начал отваливать на тридцать пятой минуте действия. «Г…о, го…ще…», — так обозвал происходящее на сцене один из очень культурных и уважаемых мною зрителей. Многие из тех, кто досидел до конца, напротив, были в восторге от «необычности и новизне»режиссёрского подхода и неожиданного финала. В чём причина такого радикального разброса впечатлений? Будем разбираться.

Анна Каренина М.Заеца

Одна из премьер Свердловского Театра Драмы уходящего сезона 2022/23 — спектакль М. Заеца «Анна Каренина». Если коротко: постановка весьма интересна как режиссёрски, так и сценографически. С первых минут действия понятно, что здесь мы имеем дело с профессиональной творческой командой высокого уровня. Тем интереснее разбирать язык драматургической композиции, найденных художественных образов и метафор, есть о чём думать и что обсуждать.

Гроза А. Могучего-сан

Наконец и до нас доехал нашумевший ещё в 2016 году спектакль А. Могучего «Гроза» (БДТ, С.-Петербург). Многочисленные призы театрального сообщества плюс «Золотая маска 2017» за режиссуру — это обязывает и поднимает ожидания публики на неимоверную высоту. Оправдались ли они? Судя по реакции зала — да. Народ узрел нечто в Екатеринбурге невиданное — попытку «кабукинизации» русской драматургической классики. Пришить принципы чужого театра к русской давно устоявшейся традиции это очень смело. Как Костя Треплёв в чеховской «Чайке» А. Могучий ищет новые формы. Прекрасно! Только почему в чужом огороде? Японский дайкон слаще нашей редьки? Конечно. Вот только остроты в нём маловато. 

Война и мир Римаса Туминаса

В Екатеринбурге с привычным триумфом завершились гастроли Театра им. Евгения Вахтангова. Москвичи и на этот раз привезли грандиозную постановку — великий роман А.Н. Толстого «Война и мир» в режиссёрской версии Римаса Туминаса. Сегодня на театре делается много попыток переноса литературы на сцену. И большинство грешат одним и тем же недостатком – неравноценностью литературного и драматургического материала. Увы, большая литература редко оказывается по зубам нашей новой режиссёрской поросли. Почему? Это вопрос вопросов. Будем разбираться.

Три Толстяка А. Казакова

В Екатеринбургском ТЮЗе премьера. Публике представлен спектакль А. Казакова «Три Толстяка» по мотивам одноимённой повести Ю. Олеши. Не ходите. Даже если у вас есть лишнее время и деньги, всё равно не ходите. Лучше почитайте «Толстяков» своему ребёнку сами. Почему? Будем разбираться. Я прошу прощения у актёров, занятых в спектакле. Всё, что я буду писать ниже к ним не относится ни в коей мере. В ТЮЗе замечательная труппа, артисты знают своё дело и прекрасно умеют справляться с любыми задачами. Но даже НАШИ артисты не всесильны. 

Книга всех вещей Артёма Устинова

Вдогонку фестивалю АРТМИГРАЦИЯ 2022 в Екатеринбурге хочется особо выделить спектакль Томского ТЮЗА «Книга всех вещей». Этот замечательный спектакль прекрасен (для меня) прежде всего внимательным отношением режиссёра Артёма Устинова к автору литературной основы Гюсу Кёйеру. В родном Томске «Книга» играется на малой сцене. Несмотря на это, большой зал Екатеринбургского ТЮЗА, принявшего коллег, очень соответствовал как масштабу поднятых тем, так и количеству желающих увидеть очередную талантливую постановку Устинова. В финале зрители, преимущественно юные, буквально бушевали от восторга. В чём секрет такого грандиозного успеха? Будем разбираться.

Войцек Степана Пектеева

В Екатеринбурге завершился театральный фестиваль АРТМИГРАЦИЯ. 13 октября на сцене ТЮЗА был представлен спектакль Ивановского драматического театра по одноимённой пьесе Г. Бюхнера «Войцек» в постановке С. Пектеева. Первое впечатление от просмотра: это очередная попытка очередного «молодого» режиссёра самовыразиться об зрителя и убить его наповал глубокими привнесёнными смыслами. Удалось ли это автору спектакля? Будем разбираться.

«Сын» Юрия Бутусова (по Ф. Зеллеру)

Только что завершились гастроли Московского Российского Академического Молодёжного Театра на сцене Екатеринбургского ТЮЗа. В рамках показов спектаклей — лауреатов «Золотой Маски» 2022 зрители увидели постановку Юрия Бутусова по одноимённой пьесе Флориана Зеллера «Сын». Бурные аплодисменты, в которых искупала артистов наша публика, были безусловно заслуженными и очень искренними. Нечасто зрительный зал ТЮЗа остаётся воодушевлённо полным после двойного поклона, да ещё и с криками «браво!». Казалось бы, на этом можно и закончить: что хорошо, то хорошо. Но…

«Идиот» А. Прикотенко

В этом году фестиваль «Реальный театр» проскочил мимо меня как солёный заяц. Вживую удалось посмотреть только два первых спектакля, и ещё один — «Идиот» А. Прикотенко — в записи. Мне всё меньше хочется разбирать «современные» постановки классики, потому что в них от собственно классики мало что остаётся. Режиссёры взяли моду отталкиваться от Великих для рефлексии своих личных психических заморочек. Это неинтересно. Но постановка А. Прикотенко — особый случай. В ней, несмотря на переписанный самим режиссёром авторский текст, звенит нерв Достоевского. Да так сильно, что заплакала моя душа по великой Любви человеческой.

Питер Пэн Р. Феодори. Пышные похороны

В последних числах октября в Екатеринбургском ТЮЗе состоялась премьера постановки Р. Феодори «Питер Пэн в Кенсингтонском саду». Если в двух словах: ярко, зрелищно, дорого-богато, супермузыкально. Команда режиссёра, как всегда, поработала замечательно. Д. Ахмедов (сценография и костюмы), Е. Терёхина (композитор), Т. Баганова (хореограф), ещё раз доказали, что не зря получали свои престижные театральные премии. Вышесказанное относится к вопросу КАК они сделали своё дело. Второй вопрос О ЧЁМ пока остаётся без ответа. Почему? Будем разбираться.