Войцек Степана Пектеева

Войцек Степана Пектеева

В Екатеринбурге завершился театральный фестиваль АРТМИГРАЦИЯ. 13 октября на сцене ТЮЗА был представлен спектакль Ивановского драматического театра по одноимённой пьесе Г. Бюхнера «Войцек» в постановке С. Пектеева. Первое впечатление от просмотра: это очередная попытка очередного «молодого» режиссёра самовыразиться об зрителя и убить его наповал глубокими привнесёнными смыслами. Удалось ли это автору спектакля? Будем разбираться.

Что это было?

Фото с официального сайта Ивановского драмтеатра

На обсуждении я задала «незаконный» по нынешним золотомасочным временам вопрос: какую главную мысль хотел донести режиссёр до зрителя? Вместо С. Пектеева за дело взялись несколько продвинутых зрительниц, предлагая широкие трактовки авторской концепции. Оказывается, речь шла о насилии «системы» над маленьким человеком, о свободе и отсутствии выбора и конечно же об уничижительной тупости и бессмысленности армии.

Отлично. Однако, начинающие театральные критики не замечали, что содержимое их длинных монологов это всё же не ответ на вопрос «что?», а просто декларация общих мест в театральном критическом дискурсе. Сам режиссёр свой собственный мессидж зрительному залу сформулировать так и не смог. Может быть поэтому его постановка и не произвела целостного впечатления? Кто ясно мыслит, ясно излагает на любом языке, будь то язык образов, чувств, метафор или вербально.

На обсуждении прозвучала мысль, что «художник никому ничего не должен». Ещё как должен, хотя бы потому, что он является участником процесса сценического представления и обязан владеть в силу профессии навыками художественного повествования. Тут возникает два вопроса: является ли режиссёр художником и какой он рассказчик? В начале он задаёт тему бессмысленного армейского насилия над личностью, бросает её, перескакивает на тему жестокости экспериментов над людьми, попутно показывая нам жену героя, по сути проститутку, а по факту чуть ли не Марию Магдалину… И таких скачков слишком много, чтобы разобраться в каше заявленных «актуальных тем».

Актуальность

С. Пектеев неоднократно указал на «актуальность» своего спектакля. Да, война и армия, физическое и моральное насилие сегодня «актуальны» в высшей степени. Но, показывая «отупляющую» человека армию, вы ещё ничего о ней не сказали. Армия муштрует и унижает мужчин во все времена, она для этого отчасти предназначена. Иначе они не будут способны выскочить из окопа, когда поступит приказ к атаке, и защитить вас. Насилие в армии это своеобразный ритуал посвящения мужчин в солдаты, которым потом придётся убивать других солдат и погибать самим. Рефлексия «маленького человека» не способствует подвигу.

Акцентуация на насилии и унижении показывает лишь инфантильность нашей молодой режиссуры. Она не видит разницы между явлением и сутью. Страх погибнуть зазря среди тупого бессловесного армейского быдла (потому что кроме них быдло все, кто с ними не согласен) так силён, что заставляет поднимать эту тему снова и снова без того, чтобы разобраться в причинах, смыслах, логических связях и т.д. На мой взгляд, подобные режиссёрские вылазки в сферу, которую они боятся и отрицают, это попросту крик малодушного страха домашних мальчиков перед армией.

Простой ларчик

Надо сказать, что пьеса  Г. Бюхнера «Войцек» не была дописана автором при жизни. По этой причине она не доделана до конца как драматургическое произведение. Может быть поэтому скачкообразная структура сюжета в Пектеевской постановке так режет глаз и ухо. Фабулу пьесы из кусков собирали другие. В виде либретто к одноимённой опере она существует в интернете как источник вдохновения постановщиков. Но, что хорошо для жанра оперы, совсем не обязательно годится для драматической сцены.

Фабула

У Бюхнера идея пьесы довольно проста. Скромный тихий солдат Войцек служит цирюльником, бреет и стрижёт в том числе офицеров. У него есть любимая подруга Мария и ребёнок. Денег не хватает. Поэтому он соглашается за вознаграждение участвовать в эксперименте полкового врача. Он сидит на воде и горохе чтобы доктор мог кому-то что-то доказать. От голода у Войцека галлюцинации и слабость. Его незаконная жена, дама с пониженной социальной ответственностью, ищет новых ощущений с красивым мускулистым барабанщиком из полкового оркестра. Итог — она получает новые серёжки, а Войцек рога, о которых знают все, кроме него самого.

На очередном брадобрейном сеансе добрый капитан сообщает ему о его приобретении. Войцек разочарован в любви и закалывает свою возлюбленную ножом, а нож топит в пруду. Финита. Многие режиссёры в качестве развязки финала топили в том же пруду и самого Войцека. У Пектеева Войцек помирает на берегу, оставляя простор для фантазии критиков. Преданная безумная любовь кончается смертью? Но у Бюхнера речь скорее о мужской ревности, а не о безумной любви. Да и в спектакле Пектеева любви на все времена так и не обнаруживается.

Опередить время

О пьесе критики пишут, что она опередила своё время. В чём? В том, что затронула «проблемы маленького человека».  Как видно выше, это незаконченное произведение построено на универсальном сюжете измены и ревности, однако героем явился простой солдат, человек из народа, что нетипично для времени её  написания в 1836 году. Вероятно поэтому первое сценическое воплощение произошло только в 1913-м, а следующее в конце шестидесятых годов.

За это время случились две мировых войны, были призваны, вымуштрованы и убиты миллионы маленьких людей, но театральные деятели не видели в пьесе потенциала актуальности. Может быть потому, что режиссёры прежних времён были зрелые личности и не тянули за уши вторичный событийный фон в попытках создания из него новых концептуальных рамок. Раньше театр был честнее и проще. Привычка современных молодых режиссёров конкурентно мыслить, обязательное состязание в умничанье, «сложности языка», играют с ними плохую шутку. Они становятся заложниками своего незрелого самовыражения и потребности высказать неясно что незнамо как. Неужели они так хотят опередить своё время?

Однако, в желании опережать наши режиссёры бегают по одному и тому же кругу. Для них до сих пор актуальны «маленькие человеки», насилие «системы» над индивидуальностью, тогда как мир сотрясают катаклизмы природы, экономический кризис и войны, грозящие стереть человечество с лица Земли. Сейчас маленькие люди должны становиться большими. Они обязаны духовно вырасти, чтобы смочь сделать невозможное и совершить невероятное. Вот тренды идей и тем честного современного театра. Настало время героев. Тот режиссёр, который расскажет нам как приложить нечеловеческие усилия чтобы победить инерцию и косность мышления, привычку к комфорту и безответственность, опередит своё время. А тот, кто поставит внятный оптимистичный спектакль о возрождении после катастрофы — прославится на века.

За сим…

За сим откланиваюсь до следующей статьи в надежде на подлинную актуальность тем и замыслов наших молодых режиссёров. Про сценическое решение, актёрские работы и прочее говорить уже не хочется, так как в несущей конструкции спектакля Ивановского драмтеатра нет главного — глубоко продуманного фундамента режиссёрского ясного замысла.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *