Завод Ю. Быкова

Я с трудом нашла возможность посмотреть новый фильм Ю. Быкова «Завод». Писали, что он провалился в прокате. Думаю, это ложь, потому что его практически не показывали. В Екатеринбурге киносети выделили на него аж по одному ночному сеансу в трёх кинотеатрах города миллионника. Зрительская аудитория фильма в это время отдыхает от напряжённого трудового дня или пашет в ночную смену. К тому же ни для кого не секрет, что наш амероидный кинопрокат ориентирован исключительно на голливудскую киножвачку. Где уж тут чумазому пролетарскому «Заводу» протиснуться. Несмотря ни на что: для меня это лучший фильм Ю. Быкова.  Потому что в нём он демонстрирует свою творческую зрелость.

Единство формы и содержания

Афиша фильма Ю. Быкова «Завод»

Многие критики упрекали Быкова в том, что его сценарий выстроен классически, мол, ничего оригинального. Здесь хочу заметить, что в большинстве случаев оригинальностть формы это не новый киноязык, а всего навсего костыль для подпорки слабого драматургического материала. Или служит маскировке режиссёрской беспомощности. Громко пукнуть в вечность (вспоминаем Ф. Раневскую) это, безусловно, «оригинально». Но, увы, по-настоящему радует только самого автора этого смелого поступка.

Сценарная композиция «Завода» действительно выстроена как по учебнику драматургии. Аристотель и Буало поставили бы Быкову пятёрку. Все поступки героев достоверно мотивированы. В каждой сцене есть свой собственный миниконфликт, результат которого является базисом для следующего миниповорота. Смысловые макроповоротные пункты героев на линии главного конфликта неожиданны, и именно они, как и положено, подпирают всю сюжетную конструкцию.

  1. В завязке нам представлены главные герои: рабочий Седой и его антагонист владелец завода Калугин. У одного ничего, у другого есть всё. Калугин закрывает невыгодное производство, а рабочих выкидывает на улицу без выплаты долгов по зарплате. Седой подбивает четверых работяг взять олигарха в заложники. Когда это удаётся, охрана Калугина привозит сумку с деньгами. Статус кво завязки: пять боевых мужиков будут противостоять пятерым реальным бойцам Калугина.
  2. В начале средней части откуда ни возьмись появляется СОБР. Это нарушает создавшийся у зрителя мыслительный тренд: «ага, работяги грабанут олигарха по-тихому и безнаказанно разойдутся, Седой это Робин Гуд». После появления бойцов с автоматами ситуация меняется — ясно, что работяги безнаказанно уже не разойдутся. Чтобы спастись, они отказываются от денег и должны теперь играть роль борцов за справедливость в условиях интриги с СОБРом.
  3. Переломный момент всего фильма и середина средней части: Седой вынуждает местное телевидение снять новостной сюжет о захвате в заложники Калугина. В присутствии прокурора он изобличает его в мошенничестве, коррупции и намеренном банкротстве завода и вдруг снимает маску. Все смотрят на него по-новому, особенно начальник охраны Калугина Туман.
  4. В конце средней части Туман вбрасывает сумку с вещами родствеников и мужикам становится понятна цена их дальнейших действий. Родным грозит опасность. Это порождает сомнения, жертвовать родными никто не собирался. Седой выдаёт себя: ему не жаль никого, он борец за идею, а не за деньги. Мы, зрители, уже решили, что Седой — защитник обездоленных и слабых. Нетушки… Робин Гуд превращается в фанатика-одиночку.
  5. Финальная часть начинается стрельбой в рядах пролетариев-единомышленников и продолжается поединком Седого с пятью охранниками Калугина. Седой силён, потому что воюет на своей территории, на его стороне правда. Его противники, потеряв двух из пятерых, отступают. Туман возвращается с сумкой денег и со своей догадкой о Седом: это он вызвал ментов. Здесь разрешается интрига с вызовом СОБРа. С самого начала Седой замыслил что-то вроде революции. Остальные для него только расходный материал. Они рабы, не имеющие цели в жизни. Оскорблённые «единомышленники», кто остался жив, покидают своего вожака.
  6. В кульминационной сцене Седой остаётся один на один с Калугиным, каждый  произносит свою «программную речь», капиталист и пролетарий. В завершение разговора возрастной Калугин по-отцовски жалеет молодого Седого и утверждает, что тем движет не чувство справедливости, а желание мести за свою неудавшуюся жизнь.  Но Седой не хочет выглядеть мелким мстителем. Несмотря на то, что он ненавидит Калугина и готов убить, он отпускает его. Ему нужна была громкая демонстрация протеста для поднятия боевого духа рабочих. Простое убийство обесценило бы уже принесённые жертвы. Туману его мотивация непонятна, но поступок заставляет уважать Седого ещё больше. Тот остаётся один в ожидании штурма.
  7. В конце финала Туман разрешает захват Седого. Калугин, усмехаясь, называет Седого дурачком и до Тумана вдруг доходит, что тот переиграл Седого. Не будет никаких новостей с разоблачениями. А самого Седого убъют, потому что все куплено до мелочей. Седой погибнет зря, о нём и его маленькой революции не узнает никто. Туман кричит «отбой!», но поздно.
  8. В развязке фильма Туман уходит пешком той же дорогой, какой пришёл на завод Седой. Уходит в неведомые просторы, откуда иногда как снег на голову в России появляются одинокие волки-революционеры.

Седой

В завязочной части нам заявлен Седой-воин со следами осколочных ранений на спине. Он молод, но его слушают даже пожилые мужики. Фигура Седого активна в сюжете с самого начала, а его антагонист Калугин скорее пассивен. Он лишь исполняет то, что ему велит ситуация и Седой. И в этом изюминка Быковского сценария. Обычно пассивного главного героя толкает к действию активный антагонист, а здесь наоборот.

Но всё ещё круче. Такие как Калугин изначально, за кадром создали невыносимо несправедливую ситуацию, в которой живут и действуют такие как Седой. Это ситуация классового антагонизма, неизбежно ведущая к революции. На самом деле Калугин — двигающее сюжет начало. Этот пассивный антагонист активен неявно, за кулисами непосредственных событий.

Седой с самого начала готов жертвовать собой ради великой цели. Но он знает, что один в поле не воин. Он обманом вовлекает приятелей-работяг в свою борьбу. Его цель — дать их жизни смысл, научить защищать своё достоинство, как он сам это видит. Он подгоняет события под идеологию. В чём его идея? Заставить безвольную аморфную массу угнетённых рабочих сопротивляться.

Но каждому из его товарищей есть что терять, поэтому они его покидают. Трагедия Седого в том, что он революционный лидер без народной массы. Обычно бывает наоборот — массам не хватает настоящих лидеров.

Туман

Начальника калугинской охраны Тумана нельзя назвать фигурой второго плана. Он активный участник событий и замещает Калугина в его антагонистической функции, пока тот сидит запертым. Он приносит сумку денег, искушая мужиков взять их и разойтись. Потом он вбрасывает сумку тряпья, взятого у близких всех работяг, шантажируя их и внося раскол в их ряды. Он и в третий раз несёт сумку с деньгами, уже одному Седому, убеждая его взять их и жить как все, у кого есть деньги.

В этом его справедливость: вот тебе вознаграждение за все страдания. Живи и радуйся. Он искренне не принимает революционную жертвенность Седого. Ему жаль его. В его глазах Седой очень достойный человек, но «придурок». Одновременно Туман переоценивает свою роль возле Калугина. Он всего лишь слуга, который за деньги подтирает за хозяином его дерьмо. Он такой же униженный, как и эти мужики. В чём его достоинство? Его личный позывной «Шестой». Шестёрка. Тем, кто ещё понимает контексты советского русского языка больше о человеке и сказать нельзя.

Судя по всему, он бывший офицер. Его учили защищать «своих». Кто для него свои? Оказывается, эти бунтующие заводские мужики ему ближе, чем олигарх Калугин. И Туман тоже бунтует: переходит с Калугиным на ты, дерзко возражает ему, и, наконец, в развязке отказывается ехать с ним в одной машине.

Туман тяжело переживает гибель Седого. Он до конца не понимает смысла только что случившихся событий, но крепко, мучительно задумывается. Мы видим его идущим от завода тем же путём, каким пришёл на завод Седой. Метафора симметричного прихода — ухода героев даёт зрителю надежду на появление новых, более продуманных и опытных лидеров, когда придёт время и массы проснутся. Интересен взгляд ему в спину майора СОБРа. То ли он видит своего будущего противника, то ли тайного союзника. С кем вы, силовики? Вопрос…

Калугин

О Калугине было уже достаточно сказано выше. Остаётся только добавить, что и его Ю. Быков показал человеком. Он такой же мужик как и все в этом фильме. Всё понимает, не трус, способен на сострадание, как оказалось в кульминационной сцене фильма. Калугин отличается от всех поголовно в этом фильме только одним — он всегда на своей стороне. Он не способен даже попытаться посмотреть на ситуацию глазами других людей.

Поэтому сострадание его поверхностное, храбрость заячья, мораль его не волнует, общественное благо тем более. Он типичный мироед, кулак, забывший своё происхождение. Деньги дают власть, безусловно, но они и расчеловечивают. Встреча с Седым давала ему шанс измениться. Он не сделал этого. Что ж, это его выбор. Ему с ним жить. Или не жить.

Главный вопрос

И всё же. Чем отличается Седой от своего антагониста, владельца завода Калугина? И тот и другой в достижении своих целей идут до конца. Оба используют других втёмную. И тот и другой жертвуют этими другими ради своих целей. Правы те аналитики фильма, которые говорят об отсутствии «развития характеров» главных героев. Действительно, Седой и Калугин не могут меняться не только потому, что представляют диаметрально противоположные крайние ценностные позиции. Но и потому, что это необходимо драматургически. Именно на противопоставлении ценностей строится весь сюжет фильма.

Один — хозяин жизни, наплевавший на все этические нормы и правила капиталист. Другой — хозяин текущей ситуации, бунтующий пролетарий. Для меня они отличаются только интенцией к действию. Воинствующий альтруизм против воинствующего эгоизма. Кто лучше с точки зрения обывателя? Тактически никто. А с высоты птичьего полета? А в долгосрочной иерспективе? Думать не передумать.

И ещё одно уточнение напоследок. Да, главные герои не меняются, но оба МЕНЯЮТ третьего — Туманова. Зритель видит Калугина и Седого как-бы его глазами. Для Тумана авторитет Калугина меркнет, а Седой меняет его первоначальное качество. Туман сначала удивлён действиями Седого и начинает его уважать, потом пытается ему помочь в рамках своих возможностей. И когда Седой проявляет высшую жертвенность на фоне тотального эгоизма Калугина, бывший, испачкавшийся в невинной крови офицер Антон Туманов трансформируется в Седого. В этом есть перспектива и надежда…

Заключение

Анализ фильма «Завод» показывает, каким мастером своего дела стал Ю. Быков. Его сценарий прост снаружи, и глубок внутри. Для него главное не режиссёрский концептуальный выпендрёж, а идея, которую он хочет донести. Либо крутые смыслы в простой форме, либо крутая форма, заслоняющая смыслы. Третьего не дано. Режиссёр Ю.Быков выбрал первое и не ошибся. «Завод» безусловно зрительское кино, что подтверждает и рейтинг на кинопоиске 7,158. Это конечно же успех.

Несмотря на стрелялки жанр этого фильма не криминальная драма, как я прочитала в нескольких рецензиях. И даже не социальная драма, с чем согласны большинсвто критиков фильма. «Завод» это прежде всего психологическая драма, даже, не побоюсь этого слова, психотриллер. Исследование внешнего конфликта героя в ситуации высочайшего психологического напряжения. Социальный антураж — заводские прелести, хмурые лица, несправедливая для рабочих ситуация, коррупционер-олигарх — всё это только фон для решения главных вопросов, который задает зрителю замечательный режиссёр и сценарист Ю. Быков.