Вдогонку фестивалю АРТМИГРАЦИЯ 2022 в Екатеринбурге хочется особо выделить спектакль Томского ТЮЗА «Книга всех вещей». Этот замечательный спектакль прекрасен (для меня) прежде всего внимательным отношением режиссёра Артёма Устинова к автору литературной основы Гюсу Кёйеру. В родном Томске «Книга» играется на малой сцене. Несмотря на это, большой зал Екатеринбургского ТЮЗА, принявшего коллег, очень соответствовал как масштабу поднятых тем, так и количеству желающих увидеть очередную талантливую постановку Устинова. В финале зрители, преимущественно юные, буквально бушевали от восторга. В чём секрет такого грандиозного успеха? Будем разбираться.
Важные вещи
Сказочная повесть голландского детского писателя Гюса Кёйера «Книга всех вещей» — очень важная. В ней автор просто и понятно говорит с детьми о самом главном: о страхе перед насилием взрослых, о фальши в отношениях с родителями, о первых любовных переживаниях. И, что самое пресамое ценное, в ней главный герой находит силу преодолеть свои страхи и становится счастливым. И не только он. О чём мечтает каждый ребёнок, будь ему хоть пять, хоть пятьдесят пять лет? Именно об этом.
Постановщик повести Артём Устинов не стал выпендриваться и поступил очень умно. Он не наделил свою сценическую адаптацию никакими дополнительными смыслами, не «обогатил» её рассуждениями и не психоанализировал. Скромно придерживаясь фарватера мудрого и доброго сказочника Г. Кёйера, режиссёр честно, без претензий на борьбу с пресловутой «системой», поговорил на универсальном языке образов с нашими детьми. У него получилось это великолепно. После каждого сценического прорыва персонажей в преодолении страхов, дети в зале кричали: «Победа!» А когда папа бил маму, у них сжимались кулачки и текли слёзы.
Кто сказал, что детям в театре не нужно испытывать острые чувства? Ещё как нужно, иначе они не научатся управляться с ними в будущем. Честный открытый внимательный разговор это лучший способ решения любых проблем. В наше лукавое говорливое время трудно быть честным даже с самим собой. Герою «Книги» это удалось, почему же не удастся зрителям? Я уверена — многие дети, пережив вместе с персонажами их историю, унесли в своих сердцах уверенность, что и они преодолеют свои страхи.
Главное «как?»
И в повести, и в спектакле ясно прочитывается не только постановка проблемы страха перед физическим и моральным насилием, но и МЕТОД как эта проблема решается. Слова «перестань бояться» как правило не ведут к успеху. Как перестать-то, если реально страшно?
Пункт первый: следуй своему сердцу. Если чувствуешь, что кому-то нужна твоя помощь, помоги. Этим ключом ты отворяешь дверь новых событий, которые приведут тебя к следующей двери. Пункт второй: понимание. Если твоё сердце открыто, ты видишь больше, знаешь больше, общаешься честнее и тоньше. И вторая дверь открывается. А за ней — новые возможности. Люди смотрят на тебя по-другому и сами хотят быть другими. Вы теперь одно и вместе вам ничего не страшно. Вместе вы открываете третью дверь, за которой можно прямо глядеть в глаза тому, кого боишься и даже смеяться… потому что уже не страшно. Как-то само собой получилось, правда?
Дети легко считывают смыслы любых ситуаций, если они касаются их напрямую. Поэтому не надо врать. Детям нельзя врать, иначе они не будут вас уважать, а доверять тем более. Взрослые, вам это надо? Однозначно нет! Поэтому вставайте на сторону своих детей и перестаньте выдавать выгоду за правильное, а подлость за умное решение. И тогда счастье вам обеспечено. Так говорит мудрый Кёйер, ему вторит Устинов, и дети с ними согласны. Отсюда столько радостного крика, отбитые ладошки и надежда в счастливых глазах юных зрителей.
А что у нас?
Наблюдая восторг зрительного зала я сгорала от зависти. Потому что в нашем Екатеринбургском ТЮЗе такого не было давно. Я поспрашивала старожилов театра… Да… очень давно. У нас теперь принято детей развлекать. Говорят, шоу лучше продаются. Тут хочется спросить: а в сравнении с чем? В нашем репертуаре на большой сцене теперь нет почти ни одного вдумчивого тонкого детского спектакля. Всё больше сказки с элементами шоу и шоу с элементами сказки. Да были бы ещё сказки в чистом виде, а то всё режиссёрские переработки да переосмысления.
Почему наши молодые заезжие режиссёры считают, что они умнее профессиональных писателей и драматургов? Те работали над словом месяцами, а то и годами. А режиссёры в лучшем случае прослушали в пол уха курс драматургии в театральном институте, не написали, хотя бы для практики, ни одной вменяемой пьесы с нуля.
Как автор из своего опыта могу сказать, что придумать с нуля идею, сформулировать её и логично выстроить перипетии, которые тоже надо ещё придумать, это архисложно. Компилировать из чужого готового материала намного легче. Особенно если пользоваться немудрёным методом отрывков. Из художественного произведения выделяются несколько сцен и связываются конферансом. Где-нибудь сбоку на авансцене сидят один или несколько персонажей и рассказывают, что в промежутках. Бывает, подходят более творчески. Поскольку между сценами нет прямой логической связи и, следовательно, нет и необходимой драматургической точки перемены в сюжете, поём и танцуем. В финале для имитации успеха даём фанфары и ритм для аплодисментов. Зритель активно хлопает, значит доволен! Ура! Все по домам!
Неизбежные выводы
Увы, они не утешительны. Наш театр не справляется с одной из важнейших задач театра вообще: лечить душу, показывать поведенческую альтернативу и тем самым воспитывать нашего юного зрителя. А вместе с этим заставить задуматься взрослых. Многие меня спрашивают, что в нашем театре можно посмотреть хорошего. Я всегда говорю: идите на малую сцену. Там для детской аудитории ещё идут «Каштанка», «У ковчега в восемь» и «Сказки голубой феи». Пожалуй, это почти всё, что сделано хорошо и отвечает подлинным интересам детей в нашем детском театре. На большой сцене рекомендую «Русалочку» и «Бременские музыканты».
Но это всё спектакли, поставленные давно или очень давно. За последние годы не появилось ничего, что бы трогало душу и бередило мысль с детских головах. Хотя не совсем… Премьера прошлого сезона «Чучело» по повести В. Железникова в постановке Г. Лифанова безусловно заслуживает внимания зрителя. Несмотря на то, что спектакль драматургически неровный, в нём есть сцены, которые дорогого стоят. Когда актёры прерывают не очень внятное действие, выходят на авансцену и рассказывают свои личные истории, зал затихает. И это однозначный индикатор того, ЧТО на самом деле нужно нашим юным зрителям.
Тем ценнее эффект от спектакля Томского ТЮЗа «Книга всех вещей». Хотя бы на гастролях, но мы увидели новый, острый, чуткий к детским сердцам спектакль, сделанный с любовью. Может быть лица, отвечающие за репертуарную политику в нашем театре наконец задумаются? Надеемся…