На смену уходящей натуре, читающей публике, в театр приходит новое поколение. Оно подрастало под ролики в соцсетях и клипы на Ютубе. Внимание дольше десяти минут им удержать трудно. Если что-то и увлекает, то это эффект «ух ты!» А дальше поглощение всё новых и новых сиюминутных впечатлений от слуховых и зрительных образов. Чем такую публику можно завлечь в театр? Тем, к чему она привыкла — частой сменой образов и впечатлений. Поэтому драматургам и режиссёрам надо по-новому работать с формой подачи. Менять глубинную суть драматургического замысла при этом совсем необязательно.
Современные тенденции драматургии
Собственно, современные тенденции в режиссуре и драматургии как раз и показывают стремление театральных деятелей работать исключительно с формой. Они не слишком заморачиваются и идут по лёгкому пути: надо героев раздеть и заставить совокупляться на сцене (оооочень многие постановки адептов т.н. «новой драмы», не будем делать им рекламу). А если не позволяет исходный материал, то хотя бы обуть артистов в роликовые коньки как Ромео и Джульетту в Сатириконе, или взгромоздить их буквально на чужие спины как в опере «Чаадский» в театре Геликон-опера. Но первый шокирующий эффект от зрелища быстро проходит, а дальше надо ещё круче. А кишка тонка. И становится скучно. Публика покидает зал, жалея деньги и хлопая в отместку креслами.
В современном искусстве все лавры достаются тому, кто первый придумал и, так сказать, запатентовал идею. В Европе разделись и совокупилсь на сцене ещё лет сорок назад. Запустили, так сказать, новый крейсер в бушующие волны классического театрального таза. А наши подхватили. Привыкли же думать, что всё самое лучшее в чужих тазах плавает. Но с задачей не справились, спустили на воду кто старую покрышку, кто баржу. И идут себе в чужом фарватере. Свою родную психологичекую театральную традицию сдали в утиль, а нового мало что взамен предложили. Слава разрушителей традиционного театра, возможно, приятное бремя, но кто же будет созидать, господа Геростраты?
Драматург не нужен?
Сегодня только ленивый не объявил конкурс современной драматургии. Вологда и Сызрань, Саратов и Екатеринбург, Пермь, Новосибирск, Калининград, Крым, Дальний Восток, про Москву и Питер вообще помолчим. Все с ног сбились, днём с огнём ищут новых авторов. А зачем? Имеются ли в достаточном количестве режиссёры, способные увидеть в чужом материале жемчужное зерно? Способны ли театры рисковать, ставя нераскрученных авторов? Пока всё дело ограничивается читками под руководством столичных, сумевших уже «подать надежды», режиссёров и обещаниями таки поставить пьесу-победителя. А дальше что?
Для молодых и начинающих авторов ситуация усугубляется ещё и тем, что режиссёры, как правило, приезжают со своими идеями. Им себя самовыразить охота. Литературная часть театров тоже занимается чем угодно, только не поиском новых имён. Так что, ребята, не морочьте себе голову. Действующим драматургом можно стать с вероятностью статистической погрешности. Или ищите себе единомышленника-режиссёра, заразите его своим талантом и работайте в тандеме. Это путь. А остальное – фантазии и блажь.