Сериал ЧЕРНОбыль

Наконец, цепная реакция сериала дошла и до меня. Честно скажу, не хотела его смотреть  по одной простой причине: о нём слишком горячо спорят. А это первый признак того, что самим сериалом как кинематографическим произведением никто не интересуется. Все кричат про идеологическую войну и историческую правду-неправду. В этом контексте для меня на первый план выходит вопрос о том, насколько свободен сценарист в своих фантазиях, если он пишет о реальных исторических событиях, свидетелей которого очень много.

Массовая штамповка

Итак, разберём сценарий как художественное произведение. Безусловно, свобода автора в выборе темы и способе её освещения это ценность, за которую стоит бороться. Но свобода выбора влечёт за собой ответственность. Перед кем? Да хотя бы перед теми людьми, которых автор использует как «материал» для своих героев. Я наверное многих удивлю, но у свободы самовыражения есть ещё и этический момент — уважение к живым участникам событий.

Сегодня произвольная переделка реальных фактов и человеческих судеб на экране это уже норма. Авторам надо сделать продукт подешевле и продать подороже. Зачем пыхтеть, изучая материалы, когда всё можно быстренько додумать? Горячая тема и миллионы людей, затронутых последствиями, гарантируют огромную зрительскую аудиторию. Что с того, что кто-то из участников событий возмутится? Это только подогреет продажи киноконтента.

Сам по себе сериал сделан по стандартной схеме. Выбрано несколько главных героев и второстепенных персонажей. Их линии, кстати, весьма бедные на поворотные события, прописаны, отсняты и нарезаны на куски. Эти куски в монтаже уложены в последовательности: кусочек главной линии, кусочек второстепенной, кусочек «переживания простых людей» и повтор. Особую жалость вызывают животные в кадре. Это дешёвый приём, который работает всегда.

В общем и целом, в сериале нет ничего драматургически интересного. Здесь силён не сценарий, а ТЕМА, которая до сих пор кровоточит в людских душах. И именно потому что кровоточит, на сценаристе лежит особая миссия говорить правду. Потому что только правда целительна для души. Да ведь и сам фильм об этом же, не так ли?

Авторы нам рассказывают то, что мы и так вроде бы знаем. Что начальство ни в грош не ставит подчинённых («я начальник, ты дурак»), что руководители все сплошь карьеристы, лгут направо и налево («ради красного словца не пожалеют и отца»). Простой народ шкурой чувствует ложь, он природный носитель истины («народ-богоносец»). Всё это ШТАМПЫ  нашего мышления. Разве мы не повторяем как заведённые, мол СИСТЕМА во всём виновата? А мы бедные, несчастные, её жертвы. Всё «свободолюбивое» искусство построено на эксплуатации этого штампа.

Главные герои сериала тоже штампованные: Честная правдоискательница Хомюк, знающий правду с самого начала Академик Легасов и Бывалый партийный аппаратчик Щербина. Фабула сериала такова. Абсолютное зло в лице КГБ скрыло правду об опасности атомных реакторов, построенных в СССР и от ЦК, и от народа. Наука знала об этом, но смолчала, спасая свои шкуры. Учёные и инженеры среднего звена, которые ближе к народу, раскрывают этот научно-политический секрет и выводят большую науку вместе с КГБ на чистую воду. ЦК ничего не остаётся как поддержать волну. Большая ложь вскрыта, правда торжествует и реакторы будут реконструированы.

Между делом нам показывают ещё одну «правду»: на девственном теле простого народа живёт паразит КГБ. Он управляет страной посредством лжи. КГБ это абсолютное нечеловеческое зло. Оно следит ради слежки, лжёт ради лжи, арестовывает ради арестов. У ниго нет человеческой мотивации. Были бы КГБ-шники людьми, включили бы здравый смысл, хоть как-то бы оправдали свои действия.

Этого как раз и нет. Весь мир уже по своим счётчиам Гейгера понял масштаб катастрофы, а они всё охраняют какие-то секреты. В условиях массовой эвакуации населения и привлечения в общей сложности сотен тысяч ликвидаторов секреты сохранить невозможно. А чекисты всё охраняют и охраняют. Попутно запугивают членов ЦК и всех кто попадётся. Ну не идиоты? И ведь это же они построили пресловутую СИСТЕМУ, которая давит нас, простых смертных.

Псевдобыль

Я здесь не хочу рассуждать об идеологической подтасовке «при СССР народ жил плохо, потому что у него были тупые правители, которые создали лживую СИСТЕМУ». Я хочу показать, что сценарий «Чернобыля» демонстрирует, что ОНИ там за океаном хотят рассказать миру о НАС. Авторы нашли очень лёгкий ответ на вопрос, почему СССР развалилися. Конечно же из-за того, что КГБ и политбюро ЦК заставляли всех лгать. Всё. Этой мыслью завершается последняя серия.

Есть вид простоты, которая хуже воровства. Она называется ГЛУПОСТЬ. Попытка дать однозначный ответ на целый комплекс вопросов делает сценарий неумным. О правде-матери вооще помолчим. Сколько ни показывай беготни по руинам, сколько ни кури с глубокомысленным видом, как ни жалко убитых животных, какие тонны водки ни выпей в кадре  — от этого сериал сам по себе не станет правдивей. Потому что в нём нет главного — правды сострадания, правды чувства долга наших людей, правды их настоящей человеческой мотивации и судьбы. К тому же этот сериал снят не для нас, не надо обольщаться. У НВО свой зритель есть, американский. Эти всё схавают. За компанию и наши тоже.

А последствия? Миллионы зрителей потребят киношную псевдобыль, а конкретные объективные факты знают разрозненные единицы. Миллионы зрителей запомнят именно то, что показано, а не то, что есть на самом деле. Люди привыкли верить своим глазам, так уж устроена наша психика. В кино они смотрят и неосознанно принимают на веру всё что ни покажут. В этом и есть сила искусства кино. Комплексное прямое визуально-аудиальное внушение порождает веру. А там где включен механизм веры, там уже не действует здравый смысл. Может на это и рассчитывали?

В любом случае, для тех, кто всё же хочет сравнить мнения, даю ссылку: