Стиляги. Театр Наций

Стиляги. Театр Наций

В Екатеринбурге под бурные аплодисменты закончились гастроли Театра Наций. «Стиляги» поразили всех в самое сердце. Подавляюще большая часть зрителей с удовольствием поностальгировала под старые песни. Приёмчик сработал. Другая часть хваталась за голову от ужаса. Нужели ТЕАТР НАЦИЙ, этот брендированный субъект московской культуры, мог так низко опуститься? В чём же дело? Будем разбираться.

Кино и сцена

Фото с сайта https://theatreofnations.ru/performances/stilyagi

В 2008 году на экраны вышел одноимённый фильм Валерия Тодоровского — лёгкий, ироничный, яркий. По признанию режиссёра и автора сценической версии «Стиляг » Алексея Франдетти, он очень хотел там поучаствовать. Но его типаж не подошёл. И, видимо, так у Алексея зудело на душе, что не удержался и, таки, нашёл способ засветиться в этом зажигательном мюзикле.

Про фильм «Стиляги» написано много хорошего. Чем же может быть дорог зрителю его театральный ремейк? По-моему, кроме знакомых и милых сердцу популярных песен групп «Браво», «Чайф», «Зоопарк» там нет ничего. Оркестр играет плохой джаз, артисты поют и танцуют как заводные куклы, а драматические куски играют как придётся. Ремейк оказался бледной копией оригинала.

Впрочем, так бывает всегда, когда кино переносят на сцену, а не наоборот. В кино легче манипулировать вниманием зрителя, играть красками и спецэффектами. Волшебный фонарь кинематографа умеет творить достоверные иллюзии, которые театральными средствами не переплюнуть. У театра, конечно же, есть свой собственный язык. Но умение пользоваться им — редкий по нынешним временам дар.

По сути постановка Франдетти это концерт из музыкально-танцевальных номеров, склеенных драматическими перебивками. Эти куски настолько коротки, что актёры не успевают даже переключиться с одного на другое, не то что отыграть. Собственно, играть там и нечего. Куцые штампованные образы как «серых», так и «цветных» персонажей никого не вдохновляют стремиться к вершинам актёрского мастерства.

Даёшь халтурку на ниве культурки

Во время просмотра меня не покидало чувство недоумения. Неужели москвичи настолько не уважают провинцию, что везут к нам откровенную халтуру. Под брендом Театра Наций нам подсовывают подделку, а мы хаваем. Такое впечатление, что нам достаточно палец показать, при условии что он хорошо разрекламирован, и мы уже писаем кипятком от радости. Как же, причащаемся столичной культуре!

А на изнанке всего этого культурного богачества — простое человеческое желание начесать бабла. Это чисто коммерческий проект без искры творческого самолюбия авторов. Они даже не заметили, как выпятили единственный, может быть, существенный недостаток оригинального источника. А именно то, что Фред, лидер протестно-цветистой компании стиляг, предаёт их при первой возможности сделать быструю карьеру. В этот момент вся лёгкость фильма оборачивается горечью понимания, что все предыдущие телодвижения храбрых зайчиков были не протестом, а ложью.

В кино этот момент растушёван и быстро растворяется в романтическом аккорде финала. Яркие молодые люди маршируют по улицам города и к ним присоединяются всё новые и новые участники цветного парада. Но в театральном варианте история Фреда лишь подчёркивает его двуличие. И становится ясно, кто эти протестующие против серости юнцы на самом деле. Они просто трусишки, вся храбрость которых гарантируется звонками влиятельных родителей. При первых трудностях они замечательно быстро сереют, а кто настаивает на своём, сам дурак.

Интересно, что в афише Театра Наций спектакль «Стиляги» заявлен только в конце декабря. Видимо, для самого театра он годится исключительно в качестве новогоднего развлекалова. Оно и правильно.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.