Гора и мышь

Гора и мышь

Фото В. Овчинникова со спектакля В. Плотникова "Дон Кихот" в Екатеринбургском театре кукол
Из жизни насекомых. Знакомьтесь: Дон Кихот. Фото В. Овчинникова

В кукольном театре не была лет тридцать. Ожидания от спектакля «Дон Кихот» были самые приятные. Во-первых,  воспоминания о былой славе Свердловского театра кукол бередили душу. А во-вторых, всё-таки Сервантес, вечный спор романтики возвышенных душ с пошлостью обыденного мира.

Публика в зале также источала нетерпение увидеть нечто необычное. Возрастной разброс зрителей — от пятнадцати до восьмидесяти пяти. Оно и понятно — спектакль вечерний и отнюдь не детский. Занавес открылся… И… Сказки про возвышенную любовь к Даме Сердца не случилось. В моей душе вообще ничего не случилось кроме досады на режиссёра за насилие над знаменитым романом.

Спектакль не произвёл впечатления единого целого. Последовательность из нескольких узнаваемых сцен, сюжетно никак не связанных, сложно назвать спектаклем. Человек, хорошо знакомый с текстом, конечно же будет выстраивать фабулу у себя в голове. А если зритель ещё не читал роман Сервантеса? Не беда, литература тут ни при чём. Режиссёр замахнулся на архетипические образы и поэтому как-бы не обязан соответствовать великому испанцу. Несведущему зрителю остаётся только разглядывать очень интересные костюмы, придуманные режиссёром спектакля В. Плотниковым, и удовлетворяться отгадкой смысла сквозной метафоры всего действия.

Метафора, прямо скажем, довольно простенькая. Ход и цикличность неумолимого времени изображает скрипучий механический красный бык. Недоумение от созерцания вялой корриды, в которой летучий тореадор тыкает пикой куда ни попадя, видимо, должна показать зрителю бессмысленность происходящего.  

Я не против «архетипического» подхода в решении режиссёрских задач. Особенно в кукольном театре. Где же как не здесь можно и нужно оперировать символами и метафорами. Только сложное это дело, не каждому по плечу. Современный театр, конечно, место экспериментов и флаг, как говорится, в руки. Но зачем же ссылаться на Великих, если вы от них ничего не оставляете в итоге? Ни посыла, ни намёка на идеи, которые сделали Сервантеса Автором на все времена.

Спекулировать на великих текстах очень соблазнительно. Ведь всегда легче взять раскрученные имена автора и его героев и исковеркать, выдавая «продукт» за «новое осмысление». Знаете, ребята, надоело. От этого уже тошнит. Кто не может родить своих великих идей, очень любит ехать прицепом на чужих. Про вставные зубы текстов и песен я вообще молчу. Эти псевдопоэтические и музыкальные опусы взрывали мозг своей безвкусицей.

Ты ничего не понимаешь!

Я ничего не понимаю. Так заявила мне моя молодая спутница. Потому что она в одном месте даже всплакнула. В том, где Дульсинея Тобольская (это не описка) умирает, не дождавшись милого друга из странствий. Что мне на это отвечать? Ничего. Потому что я как человек, имеющий отношение к психологии, понимаю, что в её душе отозвались какие-то очень личные переживания. Неразделённая любовь, например, или смерть близкого человека. Но какое отношение это имеет к спектаклю? На такого рода переживания можно нарваться где угодно, жизнь нам подбрасывает порой невероятные знаки. Погрузившись в состояние резонанса с темой брошенности, уже не видишь дыр в общей ткани сценического действия. Даже если в принципе ты способна это сделать.

Мне скажут, что в этом и есть сила искусства — заставить переживать. Согласна. Не возражаю. Но, глядя на публику после спектакля, я что-то не заметила в глазах блеска восторженности от увиденного. И совсем не услышала хвалебных речей. Посмотрели, удивились и разошлись. Чему удивились? А тому, что может вывернуть из себя мозг человеческий, оттолкнувшись от чужой мысли. Гора родила очередную мышь, только и всего.

Один комментарий

  1. Екатерина

    Много лет не хожу в кукольный именно по этой причине- не оправданных ожиданий. Как- то всё » мышасто». Пребывают в странном убеждении, что доносить мысли автора и режиссёра нужно через игру кукол и актёры тоже должны реализовываться, через кукол. Я как зритель должна поверить — куклы и правда живые. Проверив, пойти за автором и режессёром. На деле, артисты выходят на сцену чаще кукол. «Заметьте нас, признайте! » Да, я готова, только хотелось именно кукольного театра. А театры, где играют актёры в Екатеринбурге есть.А театр Образцова меня, почему- то, не разочаровал ни разу. Может, именно потому, что честно реализуются через кукол, оживляя их и ведя зрителя за собой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *