Вид на Землю с Луны Ирины Павловой

Вид на Землю с Луны Ирины Павловой

О том, что на сцене Екатеринбургского Дома Актёра можно увидеть хорошие спектакли, мало кто знает. Эта театральная площадка не раскручена так, как Драмтеатр или Музкомедия. Может быть поэтому на ней и можно ещё увидеть театр в чистом виде, без видеоприбамбасов и световых шоу. Бедность и энтузиазм делают своё дело — творчество хлещет, традиция торжествует. Не бабла ради, а токмо искусства для ставит свои спектакли режиссёр Ирина Павлова. Её театральный вариант киноновелл П.П. Пазолини в жанре комедии dell’arte «Взгляд на Землю с Луны» несомненно заслуживает внимания зрителя.

Земля и Луна

«Взгляд на Землю с Луны» в Доме Актёра, Екатеринбург. Режиссёр И. Павлова

Если сравнивать её работу с режиссёрскими изысками, представленными на фестивале «Реальный театр» в этом году, то невольно начинаешь подозревать его участников в лунном происхождении. Потому что их экзерсисы настолько невнятны драматургически, что кажется, должны быть понятны только лунтикам.

Современная драматургия от современных режиссёров не только выдаёт их дилетантизм в драматургическом мастерстве, но и выявляет их инфантильность. Желание вывернуться наизнанку, но доказать что-то миру свойственно комплексующим подросткам. И. Павлова режиссёр зрелый, и берёт классический материал без ущерба для собственного достоинства. По-детски обгадить классика и самоутвердиться среди таких же как сами легче лёгкого. А ты поди и поставь уважительно, в традиции, не смешивая жанров — это нынче редкость.

Что такое облака?

В первой части спектакля «Что такое облака?» почти буквально воспроизводится четвёртая киноновелла из альманаха «Каприз по-итальянски» 1968 года. Видимо, режиссёр настолько любит маэстро Пазолини, что решила практически ничего по сути не менять. Даже актёр, играющий в постановке И. Павловой Отелло, П. Поздеев, по типажу очень похож на Нинетто Даволи, играющего эту же роль. Случайно это получилось или нет, неважно.

Важно другое. В спектакле не только соблюдена форма жанра уличного театра, где актёры надевают либо настоящие, либо нарисованные маски-характеры, но и существенно усложнена актёрская задача. Весь спектакль актёры играют в одной единственной характерной для их персонажа позе, при этом нужно строго держать свои лица от начала до конца.

Пара влюблённых, невинная Дездемона и наивный Отелло; пара злопыхателей, завистливый Яго и простоватый Родриго; «слуги» Кассио и Бьянка — всё это неотъемлемые структурные элементы комедии  dell’arte. Актёры скованы абсолютно как в пластике, так и в эмоциях. Всё театральное действие напоминает игру в куклы, автором которой является Некто, возможно, живущий на Луне и разыгрывающий фигурками людей универсальный сюжет «Отелло».

У Пазолини режиссёрская метафора с таким же смыслом, что люди несвободны в своих поступках, что есть некая высшая воля, играющая их судьбами, выражена несколько иначе. У него в начале мастер делает куклы-марионетки, дёргает их за ниточки, и они как бы проживают известный сюжет. Но потом в спектакль марионеточной жизни врывается стихия зрительского сопереживания Дездемоне. Публика спасает её, убив и Яго, и Отелло. В конце обе «убиенные» марионетки оказываются на помойке, видят настоящее небо с облаками и впервые задумываются о Вечном. У них просыпается душа.

В отличие от Пазолини у «кукол» И. Павловой душа, увы, не просыпается. Поэтому идея Вечного Играющего в её постановке, кажется, не доведена до логического конца. Это просто хорошо сделанная и действительно смешная комедия. Что ж, под Новый год самое то! Не особенно помогает придать глубины спектаклю и «Фигура в чёрном» — девушка с барабаном, создающая звуки и ритмы.

Костюмы

Пикантности придают постановке и костюмы, сделанные О. Гуревич. Особенно впечатляет костюм Отелло, сшитый как бы из стёганого серого одеяла с такими же стрингами поверх него. Эти стринги снимает с героя в брачную ночь невинная Дездемона. И зритель видит его в полной красе обнажённого… одеяла, потому что гениталии Отелло сшиты из такой же серой ткани. Это, ребята, очень смешно.

Невольно вспоминаешь постановки К. Серебренникова и К. Богомолова, где голые артисты бегают по сцене весь спектакль, и это выглядит пошло и неэстетично. А О. Гуревич смогла и целомудрие героев передать, и зрителя интимными подробностями не оскорбить. Другие костюмы тоже весьма говорящие и работают на образы персонажей. Чтобы убедиться в этом — сходите на спектакль и посмотрите сами. Не пожалеете!

Охламон и Охламонша

Вторая часть спектакля это киноновелла П.П. Пазолини из альманаха «Ведьмы» 1967 года. Она называется «Взгляд на Землю с Луны». Это обычная чёрная комедия, название которой повторяет постановка И. Павловой.

Отец и сын похоронили «мать». Убитые горем, они решают завести себе новую. После долгих поисков они натыкаются на немую красавицу, отец женится на ней, сын радуется новой мамочке. Они приводят её в свою халабуду и молчаливая красавица превращает её в уютное гнёздышко. Но этого мало для счастья и героям хочется уже купить настоящий дом.

Отец придумывает комбинацию: они ведут женщину к Колизею, где она забирается на самый верх и делает вид что готова броситься вниз. А сыночек с папашей просят денег у толпы, объясняя мотив предполагаемого самоубийства героини бедностью семьи и болезнями многочисленных детей. И когда дело пошло, какие-то туристы-америкашки бросают банановую корку под ноги страдающей мамочке. Та поскальзывается и действительно падает с высоты. Финал закономерен — кладбище, слёзы убитых горем мужа и сына и… новые поиски. Комедия жизни продолжается.

Охламоны dell’arte

Постановка этой новеллы у И. Павловой решена так же как и первая — в стилистике статичной комедии dell’arte. Сам по себе смешной итальянский сюжет смотрится от этого ещё смешнее. На мой взгляд, это очень удачная находка — применить исторически-классический метод к неклассическому сюжету.

И в этой части костюмы О. Гуревич также играют вместе с актёрами. Некоторая их фривольность оправдывается «народностью» площадного жанра, но пошлость исключена закрытостью всех интимных актёрских частей тела. В пандан костюмам работают и декорации. Те же что и в костюме Отелло серые стёганые одеяла — стены и стёганые грязно-белые облака. Их форма напоминает то ли крылья ангела, то ли аппетитные дамские окорочка. А горы на заднике очень похожи на женскую грудь. Пусть каждый увидит то, что ему хочется. Авторы ни на чём не настаивают.

Люди и куклы

Я уже упоминала, что перед актёрами была поставлена очень сложная задача: играть характер своих персонажей в почти полной статике. Каждая актёрская работа в этом спектакле это профессиональное достижение. Сегодня актёры в государственных театрах почти лишены выбора, играют что дают. И это далеко не всегда роли мечты. У Ирины Павловой зато они работают как дышат — легко и с удовольствием.

Особенно хочу отметить Валерия Прусакова в роли Яго и Максима Удинцева — Родриго в новелле «Облака…». Их роли были сложнее сюжетно, поэтому, чтобы сыграть разнообразие чувств при относительной неподвижности тел, это надо было не знаю как выкручиваться. Они работали в дуэте как белый и рыжий клоуны в цирке. И были по-настоящему, без дешёвых гэгов, смешны. Им не нужно было искусственно выдавливать смех из публики, они буквально сходу завели весь зал, сами заводясь то того, что делают на сцене.

Одним из условий жанра уличного театра является импровизация. Честно говоря, я нигде не заметила, что актёры действительно импровизировали. Уж точно не в тексте. Хотя могу и ошибиться, ведь я была увлечена как зритель, поэтому могла что-то не заметить. Правда, в самом конце спектакля с Пампурио (П. Поздеев) слетели стринги. Было ли это атёрской импровизацией или здесь импровизировал случай, но пикантная вишенка на торте получилась. На поклон актёр вышел с надетыми стрингами, но у него осталась торчать самая интимная часть костюма. Вот это был уже перебор. То ли случая, то ли импровизации.

В остальном — браво режиссёру, художнику, актёрам и всем причастным за очень милый весёлый спектакль. Я хорошенько посмеялась сама и советую посмеяться другим, посетив следующий спектакль «Взгляд на Землю с Луны» в будущем году. До встречи в Доме Актёра!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *