Вот здесь я буду жить. Театр в музее

Вот здесь я буду жить. Театр в музее

В Музее Истории Екатеринбурга в здании водонапорной башни на Плотинке в 2021 году реализован новый проект. По инициативе директора музея С. Каменского башня несколько раз в месяц превращается в театральную сцену. Прекрасные актёры ТЮЗа П. Поздеев и А. Маас играют здесь чудесный спектакль «Вот здесь я буду жить». Режиссёром и драматургом постановки выступил так же актёр ТЮЗа С. Молочков. Соединить документалистику и художественную подачу непросто. Не всякому удаётся выткать из голого текста театральную ткань. У режиссёра С. Молочкова это получилось. Почему? Будем разбираться.

ТЮЗ — надежда муз

Фрагмент спектакля С. Молочкова «Вот здесь я буду жить»

Если Вам  «за …», то сорок минут ностальгии и невыразимой прелести детских воспоминаний Вам обеспечены. Если Вы молоды, то эти минуты жизни также не пропадут зря. Вы не только узнаете много нового, Вы ещё и проживёте вместе с героями спектакля кусочек их жизней. Всё это возможно благодаря глубокому интересу авторов спектакля не только к теме истории города, но и к людям, населявшим его в прошлом. Именно подлинные факты биографий реальных людей ушедшей советской эпохи, правдоподобно вплетённые в вымышленные обстоятельства их взаимоотношений, и делают спектакль таким живым и трогательным.

Служить в ТЮЗе и быть циником невозможно. Настоящая искренность никогда не покидает хороших актёров любого театра. Актёр всегда ребёнок, хочет он этого или нет. Как ребёнок познаёт мир через игру, так же и актёр познаёт самого себя через игру в людей, в предложенные обстоятельства на сцене. Тюзовская триада Молочков — Поздеев — Маас являет собой блестящий пример умного творческого осмысления  предложенной темы при очень трепетном и честном подходе к материалу. Я смотрела спектакль и верила каждому слову, узнавая в лицах актёров своих старших родственников, их мечты и надежды.

Вы замечали, что люди на старых фотографиях смотрят в камеру совсем другими глазами, нежели сейчас? Они ничего не изображают и не суетятся лицом. Они не хотели нравиться кому-то ради лайков, они просто делали снимки на добрую память себе и близким. Таков и спектакль С. Молочкова. Он сделан нам на добрую память, без ужимок и прыжков, но с любопытством и уважением к зрителю. Поэтому «Вот здесь я буду жить» не может не отозваться в зрительском сердце. Приходите и убедитесь сами.

Мой дом — башня

У этого спектакля простая и внятная драматургическая структура. Короткий документальный пролог с демонстрацией старых фотографий незаметно перетекает в последовательность из трёх биографических кусочков трёх семей, живших в водонапорной башне в период с 1946 по 1966 гг. Зритель не столько слышит рассказ о том ЧТО было, но видит КАК именно жили тогда люди. О чём они думали, что их вдохновляло, как они решали бытовые проблемы и почему. Эти ретроспективные фрагменты, исполненные П. Поздеевым и А. Маас, склеиваются внешним сквозным сюжетным действием со счастливой концовкой.

Современный герой приводит на экскурсию в музей-башню свою девушку чтобы предложить ей руку и сердце в необычном антураже. Сейчас так модно. Девушка очень эмоциональна и всё время отвлекается от главного. Герой ещё только достаёт коробочку с обручальным кольцом, а она уже погружена в какую-нибудь историю с очередной фотографией. Что делать герою? Подыгрывать героине, что же ещё? Так рождаются три фантазии на тему реальных людей в реальных обстоятельствах. Наконец герой П. Поздеева ловит внимание своей избранницы и слышит-таки её заветное «да!». Круг замыкается, в старой башне снова звучат слова любви.

В бочку мёда ложку… мёда

Казалось бы всё просто до наивности. Однако вспомним про цель театрального режиссёра в музее: информировать посетителей художественными средствами. Сложный сюжет и закрученная драматургическая композиция здесь просто неуместны. Иначе они отодвинут «учебную» задачу музея на второй план. Умение режиссёра пренебречь своими театральными амбициями и послужить не столько театру, сколько образованию и культуре в целом — это ли не творческая и личностная зрелость?

Сам музей-башня очень маленький, а зрительный «зал» и подавно, в нём помещается едва ли полтора десятка табуреток. Вы можете видеть чувства и эмоции актёров-героев на расстоянии вытянутой руки и это очень впечатляет. Это круче чем постановочные кадры крупного плана в кино. Спектакль идёт сорок минут и это тоже его неоспоримое достоинство. «Краткость — сестра таланта», как говорил А. Чехов. Да, уважаемые читатели, я не вижу недостатков у этой постановки. а то, что вижу, настолько незначительно, что стремится к нулю. Поэтому настоятельно призываю всех — идите и смотрите. Не пожалеете! Особенно если Вы молоды… Особенно если вам «за…»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.