Клинч Слаповского — Пускепалиса

Клинч Слаповского — Пускепалиса

Кадр из фильма С. Пускепалиса «Клинч» (2015)

Три года назад замечательный актёр Сергей Пускепалис представил зрителю свой режиссёрский дебют — фильм «Клинч». В основу сценария легла одноимённая пьеса Алексея Слаповского. В прокате фильм не имел зрительского успеха и быстро исчез с афиш кинотеатров. Может быть поэтому я его тогда пропустила. Но «Клинч» напомнил о себе через добрых людей, пожелавших понять, что в нём не так. Почему добротный драматургический материал не дал адекватного кинематографического выхлопа? Разберёмся.

С места в карьер

С самого начала просмотра я думала о том, какие молодцы сценаристы, создавшие такой динамичный сюжет. Скучное родительское собрание быстренько свернулось в ёмкую  сцену в учительской, за которую авторам скажет спасибо каждый российский учитель. И дальше логика событий скоренько привела смирнягу-педагога в винный отдел. Завязка предлагает нам настраиваться на драму с элементами комедии и социальным подтекстом.

Логика в сюжете заканчивается на дальней автобусной остановке вместе с выпитой из горла бутылкой водки. Здесь начинается следующая часть драматургической композиции фильма — абсурдно-криминальная. В ней талантливый учитель и примерный семьянин Виталий Фёдоров закапывает в песчаном карьере бывшую ученицу. Главный герой пытается избавиться от свалившейся неизвестно откуда своей драматургической антагонистки. Борьба терпеливого ангела с чёртом-искусителем, вернее чертовкой, начинается.

Далее криминальная драма постепенно перерастает в психотриллер. Добропорядочный герой конечно же не способен на убийство, хотя ничто человеческое ему не чуждо. Чертовка в прямом смысле на горбу героя въезжает в его собственную квартиру. Там она откровенно забавляется провокацией уже всей семьи. Актёрский ансамбль Серебряков — Стеклова — Домская — Евлантьев блестяще справляется с задачами и жанра, и более глубинного слоя сюжетного действия. Абсурдные ролевые игры то ли с нечистой силой, то ли с психически больной антигероиней выявляют степень конформности всей учительской семьи и вытекающего из неё бессилия перед безудержной наглостью.

Провокация удалась

Первым сдаётся сын учителя. Чертовка буквально уволакивает его на свою сторону, поблазнив прекрасной юной обнажёнкой. Там где старшее поколение устояло, закалённое годами унылой семейной жизни, младшее сдалось без боя. Начиная с инсценировки убийства соблазнительницы зритель смотрит уже чёрную комедию. В ней родители и сын избавляются от убиенной. Комедийный эпизод заканчивается воскресением трупа злодейки-искусительницы. 

Все возвращаются, вымотанные до такой степени, что нет уже сил ни искушать, ни искушаться. Все становятся сами собой, то есть нормальными людьми с настоящими чувствами и нежеланием их скрывать. Учитель не любит жену и не уважает сына. Сын не уважает отца, а жена давно не любит мужа. Даже чертовка понимает, что её игра зашла слишком далеко и что она, играя в свою войну, разрушила чужой мир. Это уже снова психологическая драма. Герой уходит из дома чтобы перестать врать.

Космический финал

В винном магазине Виталий Фёдоров встречает своего сокурсника, которому когда-то помог поверить в свой талант. По сути, это его антипод — человек, который не стал приспосабливаться под требования окружающего мира, тихонько работает ради пропитания и пишет свои нетленки. Тихое счастье эскаписта? Возможно. У нашего героя нет столько силы и максимум на что он способен, это забраться в ракету на детской площадке чтобы тупо нажраться водки.

Там его и настигает судьба. Чертовка возвращается. А вместе с ней и криминальная драма в стиле 90-х. Страшный бандит, от которого герой спасает свою семью весь фильм, таки является во плоти. Герой умирает от пули в обнимку со своей антагонисткой. Противоположности притягиваются, рождая импульс энергии. Видимо, такой силы был этот импульс, что фанерная ракета стартанула со двора прямо в небо. 

На этом бы и кончить фильм, поставить жирную точку. Улетели и улетели, значит всё же это была чёрная комедия, ды и бог с ней. Доброжелательный зритель простил бы авторам скачку по жанрам, если бы смог определиться с основным. Потому что именно жанр определяет реакцию зрителя. Но нет. Авторы опять всё перевернули и оставили педагога Виталия Фёдорова снова встречать свою судьбу на остановке. Оказывается, всё что было, это всего лишь его пьяный вещий сон? Тогда главный жанр фильма не комедия… потому что в развязке судьба преследует его по пятам и он интуитивно предчувствует свой конец. Найдёт ли он в себе силы не вестись на провокации своей антигероини и изменить ход событий?

Зритель не любит оставаться в дураках

Открытого финала в хороших комедиях не бывает. В хороших психологических драмах сугубые бандиты-психопаты не убивают невинных жертв. В чёрных комедиях конечно же прячут трупы, но они должны быть как-бы случайными, иначе комедия не комедия. Жанровая черезполосица вполне может быть интересна как эксперимент. Но тут важна мера и сочетаемость. В «Клинче», увы, мы не наблюдаем ни того, ни другого. 

Зритель не оценил экспериментальных авторских прыжков из жанра в жанр. Он не любит, когда его оставляют в дураках. Возможно, в этом и есть причина зрительского неуспеха фильма.

Мне самой фильм в целом понравился. Не принимая во внимание жанровую неразбериху, сюжет его выстроен очень занятно. В нём много неожиданных поворотов, диалоги содержательны и актёрская игра на высоте. Как известно, все жанры хороши, кроме скучного. А на этом фильме вы точно не заскучаете.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *