Лейтенант с Инишмора С. Федотова

Лейтенант с Инишмора С. Федотова

«Лейтенант с Инишмора». Постановка С. Федотова по пьесе МакДонаха. Пермский театр «У моста»

Гастроли Пермского «Театра у моста» в Екатеринбурге: смотреть, нельзя пропустить! Потому что и о режиссёре С. Федотове, и об авторе пьесы МакДонахе много говорят и пишут. Невольно ждёшь чего-то выдающегося. Предвкушение будущей радости бодрит  заядлых театралов. Вперёд! Рысью за билетами…

Да и нет

… Спектакль кончился. Сбылись ли мои ожидания? И да, и нет. «Да», потому что на фоне многих отсмотренных мною постановок, слепленных по «текстам» современных драматургов («пьесами» их назвать язык не поворачивается), спектакль С.Федотова сильно выигрывет. «Нет», потому что режиссура ничем не удивила.

Это типичная добротная классическая постановка без изысков. Ни тебе сквозных метафор, ни каких-то ёмких художественных решений. Увы, мне не удалось поймать особенный режиссёрский язык, хорошо видна была только школа. Глубина заявленной в аннотации спектакля темы не была достинута. Возможно, я слишком требовательна и субъективна. Но такой уж я зритель.

Кстати, публика приняла федотовскую постановку очень тепло. Продолжительные аплодисменты и дружный подъём на поклонах прямое доказательство того, что спектакль удался. Я согласна с этим. Но всё же хочу разобраться в причинах двойственности своего личного впечатления. Дело, видимо, не в режиссуре. Традиционный подход работал, работает, и будет работать всегда. Ответ надо искать в самой пьесе.

Дерзкая и брутальная

С. Федотов в своём выступлении перед спектаклем назвал МакДонаха величайшим драматургом современности. Сейчас произносить громкие слова модно, это реклама и бизнес в конце концов. Поэтому такие заявления для думающего человека много не стоят. «Величину» любого автора измерит Его Величство Время. Для МакДонаха оно ещё ничего не определило.

Что же представляет собой пьеса «Лейтенант с Инишмора»? Вот что видят в ней авторы спектакля: «…самая дерзкая и брутальная пьеса МакДонаха, в которой жестоко высмеивается самое святое в истории Ирландии – пафос свободы – Ирландское Народно-освободительное движение, которое по сути, стало террористическим и экстремистским безумием… История разыгрывается «Театром у моста» в лучших традициях ирландских черных комедий с множеством «убийственных» сцен и кошмарно смешных диалогов. Но это совсем не отменяет серьёзности взгляда на ирландскую действительность… в которой политика приводит к разрушению главных ценностей мироздания – ценности каждой человеческой жизни.»

Не больше и не меньше. На внешнем уровне сюжета нам покажут чёрную комедию с «кошмарно» смешными диалогами. На внутреннем мы должны осознать, что пафос свободы может обернуться разрушением ценностей мироздания. Дух захватывает от перспективы увидеть всё это в одном флаконе.

Всё проще

На мой взгляд, флакон оказался скорее пуст, чем полон. Пьеса МакДонаха проще, чем её текстовая аннотация. Заявить намерения это одно, а реализовать их – совсем другое. У С. Федотова не получилось глубокое режиссёрское высказывание о «ценностях мироздания». Потому, что у МакДонаха изначально всё не так сложно устроено. Ох уж эта наша русская привычка по делу и без него применять фигуры речи и художественные преувеличения.

Ирландский драматург написал довольно простую чёрную комедию. Этот жанр редко кому даётся, особенно на театре. МакДонах может. И спасибо ему за это. А глобальные обобщения за него потом пишут критики. В их мозгу рождаются причудливые связи, которые заставляют приподнимать низкое и опускать высокое. Не хочу этим сказать, что жанр чёрной комедии «низкий». Вовсе нет. Просто есть определённые драматургические сочетания жанров и идей, которые НЕ работают, хоть упишись об их величии.

О чёрных комедиях

У чёрных комедий есть одна особенность – они хороши в чистом виде. Если играть МакДонаха без претензий на глобальные обобщения, можно действительно ухохотаться. Аттракцион на аттракционе. Но из-за потуг на пресловутую глобальность и в режиссуре, и в актёрской игре ощущается путаница. О «ценностях мироздания» речь идёт обычно в трагедиях или драмах. Зритель соответственно настраивается.

В начале спектакля смеха в зале не было совсем, хотя актёры старались. Зритель не вьезжал в шутки ирландского чёрного юмора, поскольку котика убили и все присутствующие на сцене боятся мести его хозяина. Для русского уха это драматическая ситуация (вспомним тургеневскую Му-му) и нет ничего смешного. В следующей сцене хозяин котика весьма натурально пытает наркодилера. Тоже невесело.

Первый смешок катнулся по залу только когда зритель догадался, что главный герой,  псевдолейтенант освободительной армии – идиот и психопат. Теперь всё стало на свои места. Чёрная комедия пересилила трагедию ирландского свободолюбивого народа и зритель осмелел. В зале хотя и не до колик, но смеялись. И на том спасибо.

Армия придурков

Когда же на сцене появились ещё три придурка из той же армии, а потом ещё и кандидатка в эту же армию придурков – стало совсем хорошо. Чистый жанр чёрной комедии был понят и заиграл всеми красками. При этом от великого замысла заставить задуматься о «ценностях мироздания» не осталось и следа.

Почему? Потому что жанр чёрной комедии развлекает и не более. Это во-первых. А во-вторых, в пьесе МакДонаха нет ни одного «нормального» действующего лица кроме наркодилера. Но его драматургическая функция – показать зрителю садиста-идиота главного героя. На роль фигуры, дающей повод для великих обобщений он не тянет.

Что мы имеем в сухом остатке? Идиоты, полу- и полные придурки не могут вытянуть из пьесы мессидж, на который претендует режиссёр Федотов. Зрители реагируют на комедию и им совершенно нет никакого дела до «ценностей мироздания». И мне тоже.

Кино в театре

Ещё одно маленькое дополнение. Спектакль «Лейтенант с Инишмора» очень напоминает кино реалистичностью сцен и подробностью декораций. Зачем? В условном пространстве сцены гораздо круче работают символические вещи. Зрители умеют их читать. Дань моде? Отрыжка постмодерна? Хорошо, если только это…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.