На фабрику жареных псевдоновостей подвезли дров. Затрещало масло в жаровнях, засуетились журналисты. Ещё бы, давненько не было случая отличиться по-большому. Жарят Екатеринбургский ТЮЗ и сверху и снизу, подают горяченьким под нравоучительным сиропом. Ах! Там на сцене «Ревизора» раздели и заставили насиловать юную Марью Антоновну. Куда смотрело руководство! Подключить прокуратуру!
А судьи кто?
Межу тем, если объективно взглянуть на ситуацию в целом, то она просто кричит о вопиющем непрофессионализме самих театральных журналистов. На фестивальный спектакль П. Шерешевского по «Ревизору» Н.В. Гоголя грамотной объективной рецензии не написал никто. Зато статью А. Абрамовой на сайте 66.ру откомментировали все кому не лень. Оно и понятно, тиражировать чужое «горячее» мнение не видя спектакля гораздо проще чем самим разбираться что к чему.
Я не стану повторять аргументы внезапно прозревшей прессы и оправдания руководства ТЮЗа, обвинённого по сути в педагогической халатности. На мой взгляд важнее другое: вызывает недоумение сама попытка журналистов научить театр нравственности. Уж кто-кто, но не наши журналисты должны бдить за общественной моралью. У них было много возможностей громко заявить об «антипедагогичных» тенденциях на театре. Но нет, ещё два-три года назад они писали кипятком от одного упоминания имён Серебренникова или Богомолова.
Что же теперь изменилось? Разве до 13 сентября сего года не было провокационных постановок в российских театрах? Разве не пресса с конца 90-х преподносила нам на блюде молодых «мастеров» сцены с их «новой драмой» и сортирно-постельной правдой жизни? Это не она кричала о гениальности их трактовок классики, о новых формах, о том, что наступили вермена индивидуального самовыражения? Так в чём же дело? Откуда такая озабоченность сексуальными игрищами на сцене, которые сами же в театр и протащили?
Древнейшая профессия
Всё дело в том, что современная журналистика это больше не поиск сути, не объективное отображение фактов. Она стала банальным инструментом манипуляций общественным мнением. Выросло поколение журналистов, которые в силу своей плохой общей культурной грамотности и недостаточного образования даже не понимают, что выступают пешками в чужой игре. Они просто ловят ветер и как флюгеры поворачиваются куда надо.
Чуйка журналистская безотказно ловит тренды будущего. Либеральная культурная повестка теряет актуальность, и тают ряды воспевателей свободы творческого самовыражения художника. Про ответственность вспомнили, про последствия для детской психики. Да вы же её так бездумно и усердно ломали, господа журналисты, что наших детей уже ничем не проймёшь.
Что «такого»?
Что «такого» дети могли увидеть на спектакле псковского драмтеатра? Приехал какой-то чувак, все его как идиоты принимают за большого начальника. Сами суют деньги в руки, подкладывают дочку мэра ему в койку. Жаль, зелёная простынка прикрывает самое интересное. Да это и неважно, все уже всё видели в интернете и в кино. Некоторые даже попробовали. Когда фальшивый ревизор делится в инстаграме впечатлениями, на что имеет полное право, папаша дочкин почему-то помирает. И дочка зачем-то страдает. Столько лайков собрала, дура, радоваться надо.
На самом деле этот спектакль для взрослых и в нём больше смыслов, чем может уловить подростковый незрелый мозг. Режиссёр П. Шерешевский дал зрителю много метафор и аллюзий на современность. Думать об этом, разбирать, критиковать, спорить — вот чем должны заниматься околотеатральные журналисты. Вместо этого они организовали очередную травлю творческого человека, не совпавшего с их новым видением текущего момента. В кривом зеркале своей двойной морали они исказили то, чего не было, а что было, упорно не заметили.
Благими намереними…
Я во многом не согласна с режиссёрской концепцией П. Шерешевского как автора спектакля. Мне не нравятся лобовые метафоры, буквально кривые зеркала на сцене, избыточная видео-визуализация сценического действия и драматургическая неоправданность финала. Это моё частное мнение, которое я изложила ранее на своём сайте.
Но сейчас я хочу поддержать коллегу по театральному цеху, потому что в его случае речь идёт не о творчестве, а об атаке на Екатеринбургский ТЮЗ под прикрытием благих намерений. Кому-то выгодно заставить худрука оправдываться, создать информационное дурно пахнущее облако и нагнать страху на другие театры.
Я не верю что мораль волнует организаторов помоечных новостей. Скорее всего, в руководстве культурой ожидаются перемены и вся шумиха вокруг «Ревизора» это громкий артиллерийский залп в междоусобной войнушке за кусок чиновного пирога. Мне снизу не видно кто в кого палит, да и неинтересно, честно говоря. Но запашок уже так силён, что провоняло всё вокруг.
Нет надежды на журналистов, но всё-же… хочется пожелать им всем наити чистый источник и увидеть в нём, наконец, свою кривую рожу и вместе с нею отражения тех, кому они, сознательно или нет, прислуживают.