«Ревизор» П. Шерешевского

Комедия всех времён Н.В. Гоголя в режиссёрской интерпретации П. Шерешевского на «Реальном театре». Псковичи привезли к нам современную постановку на всегдашнюю антикоррупционную тему. Бюджет чиновных взяток, правда, весьма скромен. Постеснялись, наверное, указать реальный масштаб мздоимства. Ну да ладно. Не дело художников давать чёткие определения. Их дело сыпать соль на раны, чтобы «общество» не заснуло и «система» почесалась. Любопытно посмотреть что получилось.

Ударим техникой по заезженности!

Трудно приходится режиссёрам в постановке «Ревизора». Его ставят все и, кажется, измусолили уже вдоль и поперёк. Нашли все тайные смыслы, недосказанности и обмолвки. Применили все, какие есть, технические возможности… Ну что ещё можно придумать? Ан нет, можно, оказывается. Такого мультиэкрана над сценой ещё не было: четыре кадра, два из которых дублируют дргу друга. Это должно быть круто.

Актёры играют в глубине сцены, из-под экрана с дальних рядов их почти не видно. Отсвечивающие прозрачные перегородки ещё больше осложняют восприятие. Зато зритель может следить за крупными и крупно-средними планами актёров. В итоге я посмотрела плохо снятое кино, потому что операторы не успевали вовремя передвинуться и поймать нужный ракурс. А если ловили, то их работа говорила сама за себя. Держать камеру в руках и жать на кнопку это ещё не профессионализм.

Достаточно ли соли?

Что касается гоголевского текста, то с ним всё в порядке: смешно и грустно одновременно. Такой и должна быть умная комедия. Но режиссёру Шерешевскому всё-же захотелось подправить Николая Васильевича и актуализировать действие. Для этого он переодевает гоголевских персонажей в современную одежду, что автоматически переносит действие в наши дни. Дальше актуальность буквально тычет публике в уши и глаза пальцем.

Зритель слышит песню Окуджавы, известные цитаты политиков, знаменитый КВНовский номер. Гадя Хренова даже в аудиоварианте вычёркивает всё, что происходит на сцене. Оно и понятно, где псковский Хлестаков и где Миша Галустян. Режиссёр хотел посолить покрепче, но только подчеркнул пресность своего режиссёрского замысла. Как же обстоит дело с режиссёрскими метафорами? Они — соль на драматургическом хлебе автора.

Спектакль начинается и заканчивается песней Окуджавы «Возьмёмся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке». Её исполняет городничий со товарищи и жёны. Почему они её поют? Да потому что это их гимн. Это же песня о круговой поруке! И ещё потому, что они интеллигенты, духовный поиск которых начинается в советских 60-х, когда эта песня и получила широкую известность. Бинго! Значит нынешние коррупционеры это те самые «чистые» интеллигенты? Ой ли… Перейдём к молодёжным проблемам.

Что у нас с конфликтом поколений? Гоголь нам об этом ничего существенного не сообщил. Он соблюдал чистоту комедийного жанра: взялся за ОДНУ тему, ею и закончил. Но у нас режиссёры любят бить всех зайцев, каких вообразят. Поэтому П. Шерешевский сатирическую комедию неплавно переводит в социальную драму.

Для этого его Марья Антоновна, представляющая молодёжь, весь финал стоит голая на кровати и льёт слёзы об утраченной девственности. Ведь продажные родители санкционировали её почти публичное изнасилование! (Здесь, видимо, кроется ещё одна метафора, догадайтесь какая.) Хочется спросить, кого это трогает сегодня, когда из каждого утюга детям внушают сексуальную раскрепощённость, а девочки мечтают выйти замуж за богатенького любой ценой? А тут не старик — молодой красавчик. Повезло Марье Антоновне!

Ай да Хлестаков, ай да сукин сын!

Недостаточно солёным показался режиссёру и главный герой Иван Александрович Хлестаков. Скачет-поскачет, наглеет, мэра города по щёчке треплет. И вдруг на ровном месте раз — и изнасиловал Марью Антоновну. Вот это поворот! Хлестаков, оказывается, никакое не зеркало, показывающее кривые рожи. Он хуже всех городничих и чинуш вместе взятых. Опять метафора и намёк на молодое циничное поколение. Дальше я копать не стану… страшно. Мысль режиссёрская так глубока, что дна не видно. Не утонуть бы.