Театр онлайн. Уже не театр ещё не кино

Коронавирусная кампания, свидетелями которой мы являемся, косит ряды физически и психически неустойчивых граждан. Она безжалостно терзает также экономику, образование и культуру. Спасайся кто может, как может и желательно сам. Спасение утопающих дело рук самих утопающих. Но! Коронавирус ещё не апокалипсис, поэтому соберёмся с духом и покажем всё что можем и кому можем через интернет.

Театры, дабы не потерять зрителя, вываливают туда кучу контента, изначально для широкого просмотра не предназначенного. Бедность съемки, ужас звука и мрак света в таких роликах говорят только об одном — пора возрождать старый добрый и забытый жанр художественного ТЕЛЕФИЛЬМА. Я давно об этом говорю, но, как того Ёжика в тумане, меня слышит только туман. Может сейчас что-то изменится? Рак-то на горе уже свистнул. Пора.

Хоумвидео начинает и проигрывает

 

Сегодня только ленивый не снимает своё «кино». Навёл камеру, нажал кнопку и готов видос для инстаграма. Доступность видеоаппаратуры и возможность самостоятельной съемки создала иллюзию простоты профессии КИНОоператора, КИНОрежиссёра, КИНОхудожника, КИНОмонтажёра и т.д. Размылись границы между искусством и ширпотребом, планка упала на плинтус. Если хороший человек может снять свадьбу или даже рекламу, то он, конечно же, вне всяких сомнений, сможет и настоящее кино забабахать. А чё, делов-то, была бы идея.

Аналогичный любительский подход наблюдается и в театрах. То, что там снимают труженики камеры, может быть годится для архива, но для демонстрации с экрана компъютерного монитора категорически нет. Потому что не меняются ракурсы, не ловятся моменты, когда можно и нужно снимать средние и крупные планы, потому что довольствуются одной камерой.

В итоге мы видим на экране мелкие фигурки, едва различимые лица, с трудом идентифицируем кому принадлежат голоса и всё это в полумраке театрального света. Оно нам надо? Лучше посмотрим нормальное кино. Количество просмотров спектаклей в интернете, если это не прямые трансляции раскрученных театров и режиссёров, увы, мизерное.

Что делать?

Новые условия диктуют нам новые форматы взаимодействия со зрителем. Просто снимать с одной точки из середины зала уже мало. Если театральная сцена перекочёвывает в экран смартфона, значит надо снимать как для смартфона. Общие и дальние планы минимизировать, средние и крупные с вариациями — сколько угодно. При этом надо понимать, что художественные решения сцены и визуальные режиссёрские метафоры будут неизбежно бледнеть. Проблема частично может быть решена киношными методами.

Зато можно во всей красе показать то, что никогда не видит театральный зритель — мимику актёров вблизи. Одно компенсирует другое. В этой связи у актёров появляется дополнительная задача — некоторое преувеличение эмоций, которое диктует сцена, должно быть преодолено. Экран не терпит лжи. С другой стороны, их лица станут более узнаваемы, разве это не прекрасно?

Осветители тоже должны будут расширить кругозор, потому что свет для кино- или телефильма выставляется иначе, чем театральный. Звукарям легче, им надо только спрятать микрофоны, и то необязательно. Грим станет более тонким.

Из всего сказанного следует один простой вывод: для адекватной видео- теле- или киносъёмки для онлайн-спектаклей нужно работать по-другому и отдельно. Когда спектакль готов, сцена должна превратиться в съёмочную площадку, где актёры будут входить в кадр и играть сцены дублями. Спектакль на этом этапе должен становиться ещё и художественным фильмом, а в кино свои законы, которые нужно изучать и уважать.

Я описала идеальную картинку, к которой театры подталкивают обстоятельства настоящего времени. Условия существования публичных учреждений культуры изменились раз и навсегда. Поэтому намекаю всем заинтересованным лицам — в Екатеринбурге есть силы, которые могут помочь. Например, в отделе кадров ТЮЗа лежит мой диплом об окончании Высших Курсов Всероссийского Государственного Института Кинематографии им. С.А. Герасимова. Профиль обучения «кинорежиссура и кинодраматургия».  У нас в городе есть и выпускники операторского факультета, и монтажёры кино. Если что, я на связи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *