Тряпичный союз Михаила Местецкого

Тряпичный союз Михаила Местецкого

Я посмотрела «Тряпичный союз» М. Местецкого с двухгодичным запозданием. У этого во всех отношениях выдающегося фильма до сих пор нет достойной раскрутки, хотя на зарубежных фестивалях он сорвал заслуженные призы. Видимо, зависть к таланту придушила наших больших акул кинобизнеса, чтобы признать М. Местецкого одним из лучших российских режиссёров. Ведь те, кого раскручивают они, как правило не радуют зрителя в полной мере.

Сегодня, спустя ещё два года, фильм почти не упоминают критики.  Мне хочется  устранить несправедливость и спеть хвалебный гимн этому замечательному КИНО. Этот фильм — умное, насыщенное действием, метафоричное высказыване отличного режиссёра и сценариста о русской ментальности как таковой.

Кадр из фильма М. Местецкого «Тряпичный союз» (2014)

Было у отца три… ну, четыре сына. Старший умный был детина, двое были так и сяк, младший вовсе был дурак. Ванькой его звали, как же иначе. Старший избыточно сильный, мается единственной мыслью куда эту силу девать. Средние предлагают варианты и спорят до драки — вдарить по несправедливости общества искусством или сразу бомбу бросить. Ванька-дурак призывает людей воскрешать. Ну, дурак же.

Носятся-носятся, скачут-поскачут, ничего выскакать не могут. Вот и просят Ваньку придумать им идеологию, чтоб цель общая появилась. Ванька взялся — что ему, идеологию не навалять что-ли? Щааас, сообразим. Пока он соображал, девица-красавица весьма нескромная их пацанский союз и разрушила. Раззадорила да рассорила, зараза, роскошным телом, чуть не погибли все. А кто их спас? Правильно, Ванечка-дурачок! Пройдя все испытания — водой, огнём и где-то даже медными трубами, он воскресил-таки пацанский тряпичный союз! И достались ему от всех братьев почёт и уважуха. Того и гляди, из дураков в вожди прыгнет.

Талант говорит за себя сам

Дополнительные комплименты М. Местецкому причитаются за умение создать в кадре чистую киногению, которая работает сама по себе, как ей и положено, без дополнительных текстовых/диалоговых комментариев. В наше дилетантское время самсебережиссёров это большое достижение. Впервые за два года я увидела российского молодого Режиссёра, за плечами которого стоит могучий Талант.

Про драматургические достоинства спою особый дифирамб. У сценариста Местецкого НЕТ белых пятен или неточных фраз в сценарии. А есть как шёлковый шнурочек развивающийся многогранный конфликт героев с социумом и друг с другом. Все мотивировки поступков выверены и оправданы возрастом и психологическими особенностями каждого из героев. Никто не забыт, плотности событий каждого в отдельности примерно одинаковы. Поэтому при просмотре возникает удивительное ощущение гармонии.

Любовь автора к своим персонажам просто льётся с экрана водопадом. От этого фильм становится светлым и тёплым, ироничным и немного печальным. Здесь виден сам Автор. Никакой режиссёр не может дать зрителю ничего сверх того, чем обладает сам.

Некоторые молодые сценаристы и режиссёры упрекают меня в том, что мне «ничего не нравится». Это неправда. Снимайте своё кино на уровне Местецкого, и я полюблю ваше творчество всею душой. Равнение на Местецкого!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.