«Т-34» Алексея Сидорова

«Т-34» Алексея Сидорова

Недавно состоялась премьера фильма Алексея Сидорова «Т-34». Коммерческий и зрительский успех картины налицо, потому что 2 миллиарда рублей менее чем за месяц при затратах в 600 млн. это гордая цифра. Критики пишут, мол, это голливудские лекала сработали. Но зрителям всё равно где там голливуд, главное, это по-настоящему переживательное кино. И нам интересно подробнее разобраться, где работают технологии, а где кое-что другое.

Голливуд не отдыхает

Кадр из фильма «Т-34» взят из интернета

Зачем голливуду отдыхать, когда нужно бабки зарабатывать? И у наших кинодеятелей уже привычка появилась держать равнение на Г. Да вот вся штука в том, что равняются многие, а получается далеко не у всех. У Сидорова вышло — молодец! Экзамен сдал. Типовой сценарий, фишки с замедлением — освоил. Макки бы ему пятёрку поставил и благословил.

Типажность сценария фильма, однако, вовсе не означает, что он плохой. В данном случае он замечательный, работающий, выверенный. Сюжетное движение в нём очень динамичное. Главная линия сюжета — противостояние танкистов — немецкого полковника с говорящей фамилией Егер (нем. «охотник») и нашего младшего лейтенанта Ивушкина, на которого он ведёт охоту. 

Уже на третьей минуте мы видим первую дуэль главных героев, в которой «продаётся» режиссёрский ход всего фильма: жертва (Ивушкин) уходит от погони и выигрывает приз — жизнь. Дальше зрители станут свидетелями цепи промежуточных проигрышей и выигрышей, которые приведут к окончательной победе нашего танкиста. Жертва станет охотником. В кульминационной сцене Ивушкин возьмёт в руки винтовку, чтобы убить Егера.

На экране это смотрится красиво и даже вдохновляюще, тем более что «наш» проявляет себя великодушным человеком, по-киношному пожав руку противнику. Фашист-то в начале фильма выстрелил в него, а наш в финале, смотри-ка, нет. Великая русская душа, ничего не поделаешь.

В полном соответсвии с жанром блокбастера, ни один из героев и персонажей не имеет ни своей истории, ни интересных характеров. Перед нами люди-ярлыки. Мы ничего не знаем и ничего не узнаем о них кроме того, что заявлено с самого начала. Ивушкин — настоящий русский смекалистый мужик, смелый и страстный. Егер — расчётливая тварь, но не менее страстная чем наш лейтенант, иначе они не могли бы драматургически взаимодействовать. Герои второго плана так же схематичны как и главные.

Единственный, кто меняется к концу фильма, это переводчица Аня Ярцева. В концлагере она забитая овечка. Но под влиянием геройского русского духа лейтенанта Ивушкина совершает подвиг, выкрав карту у Егера. Женщина полюбила героя, что тут необычного? И сама стала героем. Вот это по-нашему, по голливудски!

Хронометраж

Тут тоже всё по схеме. Экшен в завязке, беглое представление героев и первоначальное развитие сюжета в эпизоде «Бой в Нефёдово» — всё улеглось в 35 минут. Следующие 35 минут — эпизод «Концлагерь», в конце которого противники пьют вино и заключают как бы перемирие. Половина фильма. В этой точке жертва охотника объявляет войну своему гонителю.

Далее идут эпизоды: «Ремонт танка», «Полигон», «Побег». Они короче по времени, но более динамичны по содержанию. Как известно, высокая динамика действия — залог успеха кино у зрителя. На них ушло ещё 35 минут. Финальный эпизод «Дуэль в городе» начинается за 20 минут до конца фильма. По смыслу он повторяет события самого первого противостояния героев. Ивушкин даже совершает ту же самую ошибку, выехав бортом на линию огня немецкого танка. Но с нами Бог, молитва стрелка тридцатьчетвёрки помогла и наши выкрутились.

Кульминационная последняя дуэль на мосту длится совсем коротко, но она расставляет все точки над i. Итог фильма — мы замечательные, нам помогает Бог, а наши враги упадут в тартарары. Последние кадры счастливой судьбы членов геройского экипажа закругляют действие и успокаивают волнение зрителя. Всё хорошо.

Не голливудом единым

Применять работающие киносхемы не грешно и даже полезно при дефиците достойных сценариев. Мы тоже в конце концов строим киноиндустрию, и нам тоже нужны духоподъёмные фильмы. Идеологический задний план «Т-34» ненавязчив, что только добавляет фильму очков. Кто скажет про идеологию, что она в кино не нужна, тот глубоко не прав. У кого нет идеологии, у того не станет Родины, к сожалению. Государство и художники в нём должны заботиться о сохранении ценностей и целостности своей страны. Жанр блокбастера и тема войны для этого подходят как никакие другие.

К достоинствам сценария фильма я могу отнести также его немногословность и использование кодовых фраз. Словосочетания типа «любой ценой», «пламенный привет», «обложили как волков», «благодарю за службу», «я тебя всю жизнь ждала» — рассыпаны как зёрна по траве. Почти всякий узнаёт их, идентифицирует себя через них, входит в атмосферу общего прошлого, единения, что же может быть важнее для зрителя? Единение народа для исполнения великой цели — это наше всё. Не надо российским авторам сценариев и режиссёрам упускать из виду этот момент, потому что он ВСЕГДА работает.

Ложка дёгтя

Казалось бы, стругай себе по технологии и будет тебе счастье. Зачем изобретать велосипед? В велостроении может быть и не надо, а в кино, которое, всё же, вид ИСКУССТВА, надо. Нам давно пора вспоминать свои конструкции велосипедов, изобретать новые, потому что мы не американцы. Мы носители другой ментальности. И хотя нас ломают и переделывают уже тридцать лет, всё же успех весьма скромный. Ментальность народа это последнее, что можно изменить. Сколько их было, меняльщиков, а воз и ныне там: «Выйду ночью в поле с конё-о-о-о-м…» Так что нечего нам торопиться на голливудскую линейку. У нас всегда были свои отличные пионервожатые.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *