Спектаклю «Каштанка» Екатеринбургского ТЮЗа семнадцать лет. Золотая маска, фестивали, призы… Казалось бы, ну сколько можно? Для театральной постановки это почти вечность. А билетов так вот сходу не купишь. И после спектакля так просто не уйдёшь. Будешь думать, спорить… И обязательно скажешь при случае: «Если уж идти в театр, то на «Каштанку». В чём фокус? Будем разбираться.
Литературная основа
Великий А.П. Чехов не любил литературных выкрутасов. Его истории просты и понятны. Особенно рассказы. Можно, конечно, нагружать их дополнительными «режиссёрскими» смыслами, подправлять, осовременивать… но зачем? Зачем считать себя умнее классика? Видимо и В. Кокорин был с этим согласен. Поэтому его «Каштанка» — понятная, искренняя — чеховская от начала до конца. В наше время это особенно ценно.
В Екатеринбургском ТЮЗе в постановке по рассказу Чехова зритель видит и слышит именно Чехова. Учителям и родителям можно расслабиться. Здесь актёры — актеры, а не перформеры. Здесь костюмы соответсвуют эпохе, здесь говорят, а не кричат, здесь читаются герои и характеры. И ещё здесь сразу ясно, что это спектакль о любви, о понимании, о приятии и верности. Словом, о том, что детям нужно как воздух, чтобы вырасти нормальными людьми.
Хорошая литература часто выручает режиссёров, тянет за собою всю постановку. Наверное поэтому сегодня на театре режиссёры буквально вцепились в проверенную временем классику. Когда своего творческого авторитета не хватает, очень велик соблазн одолжиться у мастеров. Сценическая же версия «Каштанки» сделана очень умно, здесь режиссура поёт дуэтом с авторским текстом.
Режиссёрское решение
Несомненная режиссёрская удача замечательного В. Кокорина в том. что его герои-звери не театральны. Их образы решены по-людски, без накладных хвостов, копыт, ушей… Кто сказал, что если животные молчат, то они не говорят. не чувствуют, не переживают как люди? У них всё так же как у нас, даже имена. Поэтому их костюмы человеческие, а на лицах актёров почти нет грима.
Не животная повадка, а эмоция на лице актёра и жест, ключевой признак, по которому можно догадаться, о каких животных речь, вот что главное в актёрской задаче, поставленной режиссёром. Уже на второй минуте спектакля зритель забывает, что видит на сцене людей. Если бы актёры были в звериных шкурах, действие пьесы выглядело бы балаганом. Но спектакль-то про жизнь! Про отношения человеческие, про дружбу, взаимовыручку, принятие человека человеком таким, какой он есть.
Святая верность животных по отношению к человеку — вот ключ, который открывает сердца. Потому что каждый из нас мечтает о такой любви и, увы, редко находит. Кокоринская «Каштанка» это спектакль катарсис. Много вы назовёте современных постановок с таким очищающим душу эффектом?
P.S.
Возрастная категория спектакля обозначена как 7+. Я бы с этим не согласилась. Психологическая проблематика авторского текста в этом возрасте ещё не считывается. Семилетние дети в массе своей ещё не переживают сознательно конфликтов «верность vs измена», «я vs социум». Скорее это было бы интересно младшим подросткам 9-10 лет. Думается, что степень и глубина проникновения в ткань спектакля была бы выше.
Прекрасные актёрские работы Н. Кузнецовой (Каштанка), В. А. Сизова (Незнакомец), А. В. Викулина (кот), Е. Стражниковой (Хавронья Ивановна) и других делают спектакль незабываемым. За семнадцать лет жизни его актёрский состав существенно изменился. Но какова сила отлично сделанной работы! В своём нынешнем составе «Каштанка» идёт всё в той же режиссёрской версии, что и первый спектакль. Браво!