Ромео и Джульетта Г. Лифанова

Ромео и Джульетта Г. Лифанова

В Екатеринбургском ТЮЗе долгожданная премьера (1 ноября 2024) — спектакль «Ромео и Джульетта» в постановке Г. Лифанова. Реакция зрителей после просмотра: бурные аплодисменты стоя, крики браво, цветы, слёзы… Успех полнейший и все довольны. Публика наконец-то получила адекватную режиссуру без умничанья и попыток «переосмыслить» и «осовременить» Вильяма нашего Шекспира. Драматические артисты дождались глубоких драматических ролей, ведь даже короткие эпизоды в этой великой трагедии полны психологизма и возможностей творческого раскрытия актёрских дарований. Мне остаётся только пожелать «Ромео и Джульетте» долгой сценической жизни, а режиссёру Г. Лифанову — дальнейшей плодотворной работы. И всё же у меня есть пара мыслей, которыми хочется поделиться.

Мысль №1

 

Афиша спектакля. Фото Т. Шабунина

Что значит адекватная режиссура в моём понимании? Это когда режиссёр не заслоняет своими интеллектуальными изысками первоисточник. Разумеется, у каждого постановщика свои таракашки в голове. Но, господа режиссёры, классическая драматургия требует к себе уважения! Не надо давать слово тараканам, а лучше выморить их дихлофосом жёсткой творческой дисциплины и трезвой самооценки. Где в конце концов вы, и где Шекспир (Горький, Островский, Чехов, Теннеси, Брехт, Мольер и далее по списку)? Драматург выдумывает миры и пишет, режиссёр проникает в эти миры и СТАВИТ. У каждого своя миссия. В этом смысле Г. Лифанов со его «Ромео и Джульеттой» являют собой прекрасный пример адекватности. И зрители ему за это благодарны — давно ждали. Для сравнения мой анализ «Ромео и Джульетты» П. Шерешевского от Московского ТЮЗа:  https://dramadel.ru/ромео-и-джульетта-петра-шерешевского/

Мне не хочется в этот раз анализировать режиссуру, потому что она очень понятна. Все, кто мог и уполномочен, уже написали и про балетное «альтер эго» главных героев (Хореограф А. Колбин), и про декорации (Н. Лось), напоминающие клетку, в которой бьются две чудесные молодые птички, и про шпажные бои (Постановщик А. Закиров), в которых дерутся и погибают по сути подростки, потому что они вынуждены играть по правилам их родителей. Взрослые между собой воюют, дети платят за это жизнью. C’est la vie.

Мысль №2

Несмотря на то, что основная идея постановки явно проступает и через декорации, и через режиссёрское решение, и через актёрские находки, всё же драматургическое «изложение» шекспировской трагедии кажется мне незавершённым. В версии Г. Лифанова в финале отсутствует момент осознания родителями, что же они натворили: ни словом, ни делом они не раскаиваются. Оба клана Монтекки и Капулетти просто безмолвно выстраиваются на затемнённом заднем плане сцены, пока влюблённые умирают, и потом сразу выходят на поклон. Таким образом, драматургической точкой спектакля становится не окончание войны между взрослыми и надежда на жизнь для их потомков, а смерть Ромео и Джульетты.

Поэтому вечная трагедия разрыва поколений «Отцов» и «детей», их Ненависти и Любви, превращается в просто историю о страстной трагической любви. В таком урезанном виде сюжет Шекспира тоже работает, однако если уж было решено уважать автора, то надо было идти до конца.

Актёрское мастерство

Несколько добрых слов хочется сказать о работе актёров, занятых в спектакле. Иногда кажется, что энергию, которая во время спектакля лучится от них в зрительный зал, можно увидеть глазами. Роли второго плана, которые исполняет зрелое поколение театра, полны интонационных смыслов. Рвение, с каким молодое поколение фехтует на сцене, достойно как минимум приза фестиваля сценического фехтования «Серебряная шпага». Главные герои трагедии Ромео с Джульеттой (В. Пивнев и М. Морозова) достоверно юны и полны страсти. Правда, есть некоторое опасение, что от многократных повторений поцелуев к концу сезона они поистратятся и превратятся в ленивую супружескую тюленью пару… Но есть надежда, актёрское мастерство им этого не позволит.

В целом, этот спектакль с одной стороны, доказывает недюжинный творческий потенциал труппы театра и готовность работать над глубоким драматическим материалом; с другой стороны, он даёт актёрам дефицитную для ТЮЗов возможность раскрыться в психологически сложных ролях. Например, актёр И. Гилёв в роли Меркуцио играет так, что невольно думаешь: мама дорогая, дайте ему Гамлета, иначе он тут всё разнесёт вдребезги… В зале гробовая тишина и всхлипы. Или, казалось бы, крошечная роль Князя (Д. Андреев)… Но его громовой голос заставляет холодных мурашек бегать по зрительским спинам. Один только материнский крик отчаяния синьоры Монтекки (Н. Кузнецова), когда её сына приговаривают к изгнанию чего стоит…

Словом, этой постановки с нетерпением ждали не только зрители, но и коллектив театра. Так пожелаем всем нам новых встреч с глубиной традиционного русского психологического театра.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *