Хоттабыч Ивана Пачина

Хоттабыч Ивана Пачина

Спектакль Екатеринбургского ТЮЗа «Хоттабыч. Снимается кино» в постановке Ивана Пачина по пьесе П. Коротыч был первой прошлогодней премьерой. В начале этого сезона (2024-25) вышла его обновлённая версия. Стоила ли овчинка выделки? Надо сказать, что я не уделила никакого аналитического внимания постановке «Хоттабыча» в прошлом году, потому что для меня это очень уж средний спектакль, в котором ничего интересного не поймать. Но факт переделки готового продукта сам по себе вызывает интерес, поэтому будем разбираться.

Хоттабыч или не Хоттабыч?

Фото Т. Шабуниной

Для начала я опишу режиссёрский ход, применённый в обеих версиях спектакля: сюжетное действие крутится на съёмочной площадке. Главного героя спектакля как бы снимают в главной роли фильма «Старик Хоттабыч» по мотивам известной повести Л. Лагина. На сцене воссоздан антураж съёмочного павильона с рельсами, тележкой, осветительными приборами и хромакеем. При этом антагонист главного героя Ромы Павлова — Александр Евгеньевич — является членом съёмочной группы в должности осветителя.

Таким образом процесс кинопроизводства связывает главных персонажей спектакля, давая им возможность взаимодействия в разных ситуациях. «Выдача» технологических тайн кино, несомненно, интересна детям. Тем более что все мало-мальски занимательные моменты спектакля связаны именно со «съёмками». Киношные «гэги» сильно выручают режиссёра, потому что само сюжетное развитие довольно скучное, драматургические конфликты едва намечены.

Из вышесказанного уже понятно, что с настоящим «Стариком Хоттабычем» спектакль И. Пачина имеет мало общего. Драматург П. Коротыч использовала сказку Л. Лагина как рамку, в которую вписала как бы похожую историю современного мальчика. И там и там антагонистом подростка является старик, исполняющий желания. Только у Лагина мальчик в конце концов понимает, что никакое волшебство ему не поможет решить его проблемы и надо потрудиться самому. Что же вышло из «Хоттабыча» у И. Пачина с П. Коротыч? Смотрим.

Вариант первый

Главный конфликт предыдущей постановки был связан с эгоизмом главного героя Ромы и его неспособностью выстраивать простые человеческие отношения. Его никто не любит, кроме мамы с папой, да и те разводятся. Мальчик чувствует себя покинутым и никому не нужным. Через его небольшой конфликт с Александром Евгеньевичем и неяркими перепалками с персонажами второго плана зритель всё же мог понять его особенности и перспективы в драматическом развитии. При этом пунктиром была дана также и личная жизнь  Александра Евгеньевича. Когда-то он обещал своей жене-актрисе снять её в хорошем фильме, который придумает сам. Деньги накопил, да жена померла.

К финалу у всеми покинутого Ромы наклюнулось некое представление о своей ущербности. Типа никакая он не звезда, а обычный середнячок. Александр Евгеньевич проникается сочувствием к несчастному Роме и отдаёт ему все свои пенсионные накопления. Гори всё синим пламенем! Лучше поздно чем никогда! Бери, пацан, все мои деньги! И давай снимать кино! Покажем всем, ху из ху! Докажем, что ты в свои 14 лет и я, рядовой старик-осветитель, талантливые сценаристы и режиссёры. Чур я первый режиссёр, а ты — второй! Выглядит фантастично, но мы же имеем дело со сказкой? По мнению авторов спектакля — пойдёт.

Вариант второй, свежий

В обновлённой постановке из главного драматического конфликта главного героя с его антагонистом убрана важная сцена, в которой, собственно, до Ромы и доходило, что он не звезда. С этого момента начиналась его драматургическая трансформация. Дополнительно убрана и побочная линия конфликта родителей, от которого зависело во многом одинокое душевное состояние Ромы Павлова. Вместо этого  усилен персонаж Александр Евгеньевич. Ему добавлены сцены, объясняющие его мотивацию отдачи денег 14-летнему подростку.

Оказывается, старик-осветитель в глубокой молодости учился во ВГИКе и был влюблён в молодую актрису. Весь в романтических грёзах он обещал возлюбленной снять её в хорошем кино, сценарий которого напишет сам, хоть и не умеет. Но актриса погибла в авиакатастрофе, и студент Александр Евгеньевич решает никогда ничего сам не снимать и становится простым осветителем. (Никакой логической связи здесь не просматривается, ну да ладно).

Кроме этого, в новой версии осветитель начинает спектакль и он же заканчивает его уже в роли режиссёра своего фильма-мюзикла. Таким образом драматургический вес персонажа Ромы мельчает в пользу его антагониста, который по сути и становится главным героем. Судите сами: Ромин конфликт с осветителем сведён к перепалке в гримёрке, которую они вынужденно делят, главный монолог героя теперь произносит Александр Евгеньевич, лёгкие словесные потасовки с ровесниками рассасываются сами собой, родители хоть и разводятся, но это ничего. Зато Александр Евгеньевич переживает на всю катушку: «Динаааа!» — кричит он в своей новой ключевой сцене и с надрывом рассказывает историю своей первой и последней любви.

Надо сказать, что в первом акте возлюбленная осветителя никак не названа и мельком представлена как умершая жена. Во втором акте после криков и монолога мы узнаём, что актриса погибла 40 лет назад и никогда не была женой Александра Евгеньевича. Тем не менее, юношеская любовь так сильна, что заставляет его, постаревшего, таки снять фильм для неё. И называться он будет «Старушка Хоттабыч». Осветитель уговаривает Рому помочь ему в съёмках. Рома нехотя соглашается и новоиспечённые режиссёры идут на питчинг за деньгами. Там они несут околесицу про старушку Хоттабыч и инопланетян, и, естественно, ничего не получают.

Тогда Александр Евгеньевич озвучивает идею вложить в проект, у которого, как выясняется, нет никакого сценария, все свои гробовые сбережения. Сильный ход, бесспорно. Видимо, не в силах вынести собственную лихость осветитель оказывается на больничной койке с инфарктом.

В финальном интервью манерной журналистке Александр Евгеньевич всё ещё не знает, о чём будет его коронное кино. Главное для него — сам процесс. Всё крутится само по себе, а он только даёт команду «Начали!». Неплохо. Братья кинематографисты, вот как надо работать! А вы всё ковыряетесь по году, по два… ищете чего-то… В финале звучит песня в исполнении всех персонажей на стихи Ромы: «Почему случается то, что случается, Солнце всходит, а потом прощается. Старушка Хоттабыч каждому встречается, Встреча происходит, а потом кончается…» и т.д. в том же духе.

Овчинка и выделка

Вот таковы вкратце, первоначальная овчинка и последующая выделка. Стоило ли одно другого? Сходите, посмотрите и сделайте выводы сами. Автор настоящей статьи не претендует на роль конечной инстанции. Думайте сами, решайте сами. Актёрам спектакля спасибо за терпение и выдержку.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *