Война и мир Римаса Туминаса

Война и мир Римаса Туминаса

В Екатеринбурге с привычным триумфом завершились гастроли Театра им. Евгения Вахтангова. Москвичи и на этот раз привезли грандиозную постановку — великий роман А.Н. Толстого «Война и мир» в режиссёрской версии Римаса Туминаса. Сегодня на театре делается много попыток переноса литературы на сцену. И большинство грешат одним и тем же недостатком – неравноценностью литературного и драматургического материала. Увы, большая литература редко оказывается по зубам нашей новой режиссёрской поросли. Почему? Это вопрос вопросов. Будем разбираться.

Сценическая композиция

«Война и мир», реж. Римас Туминас, Вахтанговский театр, фото с официального сайта театра А. Торгушникова

Адаптацию текстов романа к спектаклю готовила Мария Петерс, сценическую конструкцию спектакля делал Римас Туминас. Как всегда, он очень точен в выборе главных смыслов. Одна мысль – одна сцена. Ничего лишнего. Несмотря на перемену места и времени действия в соседних сценах, нет ощущения разрыва ткани спектакля. Потому что всё действие сценически объединено одним пространством перед огромной серой гранитной стеной.

Да, у Туминаса пространство сцены тоже персонаж спектакля. Оно то выстраивается в острый угол, то запирает актёров не переднем плане, то отодвигается, открывая перспективу вглубь. Стена живёт так, как живут в данный момент люди перед ней. Она даёт им столько места, сколько они заслуживают. Но они её не замечают, не видят. Персонажи спектакля не чувствуют, как узки их мысли и намерения, или, напротив, как они широки и объёмны. «Мир» героев такой, какие они сами. Стена сразу же рождает ассоциацию с каменным Петербургом, с его холодностью и величием. И мы зрители, конечно же читавшие роман, безошибочно оказываемся в нужном режиссёру контексте времени и событий.

Драматургическая структура

Драматургическая композиция постановки строится практически на голой фабуле романа. А иначе и нельзя: предложенный Толстым объём страниц не оставляет режиссёру другого выбора. Обычно фабула — это последовательность событий на линии главного героя. Но у Толстого главных героев несколько, и выбрать самого главного довольно сложно. У каждого своя цель, в соответствии с которой он и движется по сюжету. И цели эти великие.

Например, Андрей Болконский идёт от гордыни к смирению, Наташа Ростова – от инфантильных влюблённостей к настоящей большой любви. Пьер переходит от умозрительных конструкций о всеобщем благе к простым человеческим чувствам и становится счастливым человеком. Герои второго плана также претерпевают изменения. Николенька из маленького индюка с павлиньим хвостом превращается в храброго солдата и погибает в неравном бою. Граф и графиня Ростовы разоряются, делая шаг от состояния озабоченности своими детьми к заботе о простых раненых солдатах. Можно и дальше приводить примеры развития персонажей, но из-за экономии места опустим эти рассуждения.

Кто самый главный?

Но неужели самого главного героя таки нет? Есть. И ещё какой. Чтобы узнать его, надо подробней рассмотреть значения слова мир. Это и отсутствие войны, порядок, и социум, и всё существующее… Роман «Война и мир» показывает нам жизнь людей в различных её проявлениях. Как они воюют друг с другом открыто и тайно, как мучают и любят друг друга, как встречают нашествие врага, как подличают и возвышаются над самими собой. Понятия война и мир во всех смыслах можно отнести только к человеку, вернее к роду человеческому.

Род человеческий и есть главный герой как романа, так и постановки Туминаса. Судьбы отдельных людей только струйки в бесконечной череде событий и состояний потока его жизни. Лев Николаевич, который дважды проходит по сцене мимо своих героев, не очень-то обращая на них внимание, тому подтверждение. Он создал МИР (во всех смыслах), погрузил его в ВОЙНУ также во всех смыслах, а вы, зрители, смотрите. На себя смотрите, потому что это вы и есть.

Зачем война?

Это, пожалуй, главный вопрос, который ставит в своём романе Толстой. МИР воспроизводит сам себя чтобы жить вечно. Однако, как это ни ужасно, вечной жизни без смерти не бывает. Будь ты аристократ или мужик, судьба у всех одна. Война, насилие, страсти, мораль – это только инструменты смерти для обновления и ротации поколений. Никто её не хочет, но выскочить из этой ловушки человеку не дано.

Или всё же можно? Конечно можно! Если человек добр, честен с самим собой и несёт в сердце любовь к жизни, какой бы она ни была — он спасён. Недаром кульминационная сцена спектакля это монолог Пьера о бессмертной душе. Он просто смеётся над намерением каких-то людишек, французиков, лишить его жизни. Он признаёт, что только благодаря войне он обрёл мир в душе, осознал, что Бог — это сама Жизнь, сама Любовь, и он теперь навечно в них, един с ними. В развязке финала Пьер и Наташа остаются одни на сцене и их перспектива ясна. Они —  победители. Они научились любить, и стало быть будут счастливы. Их война позади. Как награду они обретут мир в своей будущей семье. Здесь надо заметить, что у Римаса Туминаса в спектакле нет Платона Каратаева. Хотя, конечно же, идея смирения и обретение героями нового мышления в результате войны и потери любимых в спектакле показаны очень ясно.

Коротко о главном

Итак, самый главный герой определён, главные герои и так ясны, главный конфликт задан в названии. Проиллюстрируем это ещё раз на примерах. Спектакль начинается с массовой сцены в салоне А.П. Шерер. Эта важная дама, рупор общественного мнения света, гневно обличает Наполеона и призывает показать злодею его место. «Свет» патриотически поддакивает, один Пьер Безухов возражает и подвешивает вопрос: зачем воевать с человеком, который хочет блага для всех людей? Здесь мы уже видим исходную точку главного драматургического конфликта между главными оппонентами. Идеи необходимости войны и её отрицание сталкиваются. (Ах, как это сегодня актуально!)

Далее в следующих завязочных сценах I акта нам заявлены последовательно все главные герои и будущие прямые и косвенные участники войны. Вторую половину I акта и весь второй акт они в своих собственных личных конфликтах (которые были показаны выше) каждый делает свой выбор. Болконский, отринув вместе с войной гордыню, прощает свою возлюбленную Наташу за «измену» и, тем самым, выполняет свою драматургическую задачу. Поэтому жить и быть с Наташей он не может и погибает от ран. С потерей любимого Наташа обретает новый статус: ранее она искала любви, но не знала, что это такое. Теперь знает и тем более будет ценить искренность, теплоту и сердечность Пьера, своего будущего мужа. Про Пьера см. выше.

Весь III акт посвящён войне. Если самый главный герой это МИР, то антигерой — ВОЙНА. До сих пор мы наблюдали её через поступки участников тех или иных событий. Теперь же мы видим её во всей ужасной «красе». На наших глазах живое становится неживым. Сцена с Николенькой, который штыком укладывает мертвые шинели под монолог, каким должен быть солдат на войне, потрясает. Сцены ранения, встречи и прощания Наташи Ростовой с Андреем Болконским — потрясает. Сцена в доме старого князя Болконского — потрясает. Смерть неумолимо забирает лучших. И только Пьер выживает.

Некоторое эмоциональное послабление дают зрителю промежуточные сцены: с семьёй Ростовых, с одуревшей Перонской, поджигающей Москву, с А.П. Шерер, снимающей с себя драгоценности и одежду, с диалогом княжны Марьи и мадам Бурьен о невозможности сотрудничества с французами…  Через усиление и ослабление работы душевных сил зрителя Туминас достигает неимоверного напряжения внимания и полного катарсиса в финале. Что тут скажешь… Великому роману достался Великий режиссёр. Какая удача!!

 Чего не хватает нашим режиссёрам

Выше я попыталась коротко показать основные важные моменты драматургии спектакля. Она очень простая, классическая, если понять, что главные герои здесь не люди, а явления жизни рода человеческого — мир и война. Персонажи вписаны в эту парадигму и ни на шаг от неё не отступают. Их действия логичны и соответствуют их драматургическим конфликтам. Как раз этого нашим молодым режиссёрам и не хватает. Им всё время хочется добавить что-то от себя, дать героям «новое дыхание». Как правило это не получается, потому что не оправдано драматургически.

Кроме этого, масштаб личности режиссёра должен соответствовать масштабу личности автора литературного произведения. Меньшее не может выразить большее, вы уж извините. Более того, если самоуверенный режиссёр ценит себя слишком высоко, он, как правило транслирует самого себя. У великих авторов великие идеи, и чтобы удачно их передать, надо иметь свои, если не великие, то хотя бы задумываться о великом. А у нас, к сожалению, главные мысли об известности и заработке, а уже потом о постановке.

И ещё одно. Всё гениальное просто. У Туминаса из декораций только стена и две лавки. В третьем акте вытаскивают на краешек пианино и буфет. Костюмы «высшего света» также далеко не пышные. Поймите, великое искусство не терпит суеты ни в тексте, ни в оформлении. Главное — уметь передать ёмкую ИДЕЮ, поддержать её в визуальных, скорее символических образах. Это конечно же требует и кругозора, и образования, и общего высокого уровня культуры, знания традиций… Ах, всё это сложно и долго. Ведь гораздо проще поразить публику наповал настоящим унитазом или душем с льющейся настоящей водой. Публика ведь дура, она условный душ не раскусит, без унитаза не поймёт идею г..на.

Благодарность

В спектакле Римаса Туминаса великолепна не только режиссура и драматургическая основа. В нём много прекрасных актёрских работ. Особенно меня поразил Евгений Князев в роли старика Болконского, его последний монолог и уход в небытиё. Такого актёрского накала я давно не видела. Последний раз это было на «Дяде Ване» с Сергеем Маковецким, В. Симоновым, Е. Крегжде и В. Вдовиченковым того же Вахтанговского театра.

Благодарность — моё самое яркое чувство после просмотра спектакля. Я увидела и настоящий мир, и настоящую войну. И увидела Путь, который приведёт к победе. Не то чтобы я этого не знала, а тут вдруг мне всё открылось. Просто душа затрепетала. Я подумала, господи, что творится вокруг, как я теперь буду смотреть другие спектакли? Благодарю жизнь, Толстого, Воину и Мир, Туминаса, актёров, монтировщиков, ассистентов режиссёра, помрежа, костюмеров, реквизиторов и всех-всех-всех, что возите по всей стране это чудо. Низкий поклон.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *