Драматургические разборы фильмов и пьес

Завод Ю. Быкова

Я с трудом нашла возможность посмотреть новый фильм Ю. Быкова «Завод». Писали, что он провалился в прокате. Думаю, это ложь, потому что его практически не показывали. В Екатеринбурге киносети выделили на него аж по одному ночному сеансу в трёх кинотеатрах города миллионника. Зрительская аудитория фильма в это время отдыхает от напряжённого трудового дня или пашет в ночную смену. К тому же ни для кого не секрет, что наш амероидный кинопрокат ориентирован исключительно на голливудскую киножвачку. Где уж тут чумазому пролетарскому «Заводу» протиснуться. Несмотря ни на что: для меня это лучший фильм Ю. Быкова.  Потому что в нём он демонстрирует свою творческую зрелость. 

Сериал ЧЕРНОбыль

Наконец, цепная реакция сериала дошла и до меня. Честно скажу, не хотела его смотреть  по одной простой причине: о нём слишком горячо спорят. А это первый признак того, что самим сериалом как кинематографическим произведением никто не интересуется. Все кричат про идеологическую войну и историческую правду-неправду. В этом контексте для меня на первый план выходит вопрос о том, насколько свободен сценарист в своих фантазиях, если он пишет о реальных исторических событиях, свидетелей которого очень много. 

Влюблённый Шекспир Е. Писарева

Шекспир влюбился в очередной раз в Екатеринбурге 26 мая 2019 года. В репертуаре московского Театра имени Пушкина спектакль «Влюблённый Шекспир» по пьесе Т. Стоппарда с успехом идёт уже целый год. Я не очень понимаю, почему в нашем городе его рекламируют как «золотомасочный», ведь никакой золотой маски режиссёр Е. Писарев за него не получил. Видимо, реклама, двигатель прогресса, опережает творческую судьбу автора постановки. А жаль. Потому что спектакль чудесный!

С любимыми не расставайтесь Г. Яновская МТЮЗ

Вчера на сцене Екатеринбургского Театра Драмы давали спектакль «С любимыми не расставайтесь», номинированный на «Золотую маску» ещё в 2015 году и не получивший её. (Драматург А. Володин, режиссёр-постановщик Генриетта Яновская, художник С. Бархин, костюмы Е. Орлова.) В сознании зрителя номинация на премию это уже знак качества. Но мне как драматургу этого мало. Я хочу понять, что пошло не так, почему постановка Г. Яновской, народной артистки РФ, за плечами которой десятки прекрасных спектаклей и несколько театральных премий, не получила награду.

«Слава» К. Богомолова

В рамках конкурса «Золотая маска» в Екатеринбурге был показан спектакль БДТ «Слава» (режиссёр К. Богомолов). Публика аплодировала стоя. Нина Усатова в роли Мотыльковой Марьи Петровны — лучшее, что есть в этой постановке. Возможно, аплодисменты были адресованы именно ей и тому архетипическому образу Матери, который она создала. Режиссура звёздного К. Богомолова не зацепила. Выбор драматургического материала — стихотворной пьесы В. Гусева, написанной в середине 30-х годов прошлого века — удивил.

«Чайка» в доме Тупиковой

Уже пять лет в Екатеринбургском Доме Актёра, бывшем особняке купцов Тупиковых, идёт спектакль Ирины Павловой «Чайка». Эта постановка хороша в первую очередь тем, что в ней нет ничего лишнего. Нет отсебятины в тексте и вольных интерпретаций смыслов. Нет вымученных гэгов, призванных выдавливать смех из зрителя. Нет провокаций. И для меня это лучшая «Чайка», которую я видела с начала XXI века. Учителя литературы могут без опаски водить на неё старшеклассников, потому что в ней живёт настоящий ЧЕХОВ. 

Каштанка В. Кокорина. С любовью.

Спектаклю «Каштанка» Екатеринбургского ТЮЗа семнадцать лет. Золотая маска, фестивали, призы… Казалось бы, ну сколько можно? Для театральной постановки это почти вечность. А билетов так вот сходу не купишь. И после спектакля так просто не уйдёшь. Будешь думать, спорить… И обязательно скажешь при случае: «Если уж идти в театр, то на «Каштанку». В чём фокус? Будем разбираться.

Старый дом. Гастроли ЦДР п\р В. Панкова

7-8 апреля. Двухдневные гастроли Центра Драматургии и Режиссуры из Москвы на сцене Екатеринбургского ТЮЗа. Давали «Старый дом» А. Казанцева, режиссёр — Владимир Панков. Продолжительность спектакля три часа. Но публика совсем не устала и устроила такую единодушную овацию, что режиссер В. Панков не выдержал, прервал аплодисменты своей режиссёрской волей и поблагодарил Екатеринбург за «вот такое большое сердце». Какая странная публика в Екатеринбурге! Одним дарит своё сердце как доверчивая девушка, другим отказывает. В чем дело? Будем разбираться.

Обыкновенная история К. Серебренникова

В начале апреля «к нам приехал, к нам приехал Гоголь-центр наш дорогой!» и привёз «Обыкновенную историю» И. Гончарова. Ожидания были нешуточные, ведь режиссёр постановки — сам опальный К. Серебренников. Однако… откровения не случилось. После финальной реплики Саши Адуева: «Я свободен…» публика, жиденько похлопав, рассосалась. Актёры даже не вышли на поклон. Это было во второй и последний день гастролей. В чём дело? Неужели наш театральный город не смог оценить образец современного столичного искусства по достоинству? Будем разбираться. 

Театр — ковчег, и все мы в нём пингвины

Как объяснить детям сложные вещи простым языком? Как передать идею всесильного Бога и свободы воли без трескучих фраз? Это сложная задача и её невозможно решить интеллектуальными потугами. Потому что дети мыслят не словами, а образами. Театр в этом смысле одно из немногих мест в современном социуме, доступных для быстрой передачи идей и моральных ценностей от старшего поколения младшему.

Наивные простодушные пингвины, подчиняясь неизбежности, плывут в Ноевом ковчеге навстречу новой жизни. При этом они и злятся, и ссорятся, и завидуют, и лукавят, но и учатся дружить, понимать близких и помогать совсем чужим. Ветхий Завет и Евангелие в одном спектакле за один час. Это, друзья мои, называется Высший Пилотаж.