Драматургические разборы фильмов и пьес

«Слава» К. Богомолова

В рамках конкурса «Золотая маска» в Екатеринбурге был показан спектакль БДТ «Слава» (режиссёр К. Богомолов). Публика аплодировала стоя. Нина Усатова в роли Мотыльковой Марьи Петровны — лучшее, что есть в этой постановке. Возможно, аплодисменты были адресованы именно ей и тому архетипическому образу Матери, который она создала. Режиссура звёздного К. Богомолова не зацепила. Выбор драматургического материала — стихотворной пьесы В. Гусева, написанной в середине 30-х годов прошлого века — удивил.

«Чайка» в доме Тупиковой

Уже пять лет в Екатеринбургском Доме Актёра, бывшем особняке купцов Тупиковых, идёт спектакль Ирины Павловой «Чайка». Эта постановка хороша в первую очередь тем, что в ней нет ничего лишнего. Нет отсебятины в тексте и вольных интерпретаций смыслов. Нет вымученных гэгов, призванных выдавливать смех из зрителя. Нет провокаций. И для меня это лучшая «Чайка», которую я видела с начала XXI века. Учителя литературы могут без опаски водить на неё старшеклассников, потому что в ней живёт настоящий ЧЕХОВ. 

Каштанка В. Кокорина. С любовью.

Спектаклю «Каштанка» Екатеринбургского ТЮЗа семнадцать лет. Золотая маска, фестивали, призы… Казалось бы, ну сколько можно? Для театральной постановки это почти вечность. А билетов так вот сходу не купишь. И после спектакля так просто не уйдёшь. Будешь думать, спорить… И обязательно скажешь при случае: «Если уж идти в театр, то на «Каштанку». В чём фокус? Будем разбираться.

Старый дом. Гастроли ЦДР п\р В. Панкова

7-8 апреля. Двухдневные гастроли Центра Драматургии и Режиссуры из Москвы на сцене Екатеринбургского ТЮЗа. Давали «Старый дом» А. Казанцева, режиссёр — Владимир Панков. Продолжительность спектакля три часа. Но публика совсем не устала и устроила такую единодушную овацию, что режиссер В. Панков не выдержал, прервал аплодисменты своей режиссёрской волей и поблагодарил Екатеринбург за «вот такое большое сердце». Какая странная публика в Екатеринбурге! Одним дарит своё сердце как доверчивая девушка, другим отказывает. В чем дело? Будем разбираться.

Обыкновенная история К. Серебренникова

В начале апреля «к нам приехал, к нам приехал Гоголь-центр наш дорогой!» и привёз «Обыкновенную историю» И. Гончарова. Ожидания были нешуточные, ведь режиссёр постановки — сам опальный К. Серебренников. Однако… откровения не случилось. После финальной реплики Саши Адуева: «Я свободен…» публика, жиденько похлопав, рассосалась. Актёры даже не вышли на поклон. Это было во второй и последний день гастролей. В чём дело? Неужели наш театральный город не смог оценить образец современного столичного искусства по достоинству? Будем разбираться. 

Театр — ковчег, и все мы в нём пингвины

Как объяснить детям сложные вещи простым языком? Как передать идею всесильного Бога и свободы воли без трескучих фраз? Это сложная задача и её невозможно решить интеллектуальными потугами. Потому что дети мыслят не словами, а образами. Театр в этом смысле одно из немногих мест в современном социуме, доступных для быстрой передачи идей и моральных ценностей от старшего поколения младшему.

Наивные простодушные пингвины, подчиняясь неизбежности, плывут в Ноевом ковчеге навстречу новой жизни. При этом они и злятся, и ссорятся, и завидуют, и лукавят, но и учатся дружить, понимать близких и помогать совсем чужим. Ветхий Завет и Евангелие в одном спектакле за один час. Это, друзья мои, называется Высший Пилотаж.

«Т-34» Алексея Сидорова

Коммерческий и зрительский успех картины «Т-34» налицо, потому что 2 миллиарда рублей менее чем за месяц при затратах в 600 млн. это гордая цифра. Критики критикуют, мол, это голливудские лекала сработали. Но зрителям всё равно где там голливуд и историческая реальность, главное, это по-настоящему переживательное кино. И нам интересно подробнее разобраться, где работают технологии, а где кое-что другое.

Стеклянный зверинец. Екатеринбургский ТЮЗ

Теннесси Уильямс один из любимых драматургов нового худрука Екатеринбургского ТЮЗа Григория Лифанова. Поэтому одной из премьер прошлого сезона сразу же стала его пьеса «Стеклянный зверинец» в постановке Анны Гусаровой. Общее впечатление от просмотра: это не Уильямс.

Лейтенант с Инишмора С. Федотова

Гастроли Пермского «Театра у моста» в Екатеринбурге: смотреть, нельзя пропустить! Потому что и о режиссёре С. Федотове, и об авторе пьесы МакДонахе много говорят и пишут. Невольно ждёшь чего-то выдающегося. Предвкушение будущей радости бодрит  заядлых театралов. Вперёд! Рысью за билетами… Спектакль кончился. Сбылись ли мои ожидания? И да, и нет. Разберёмся.

История одного назначения. Авдотья Смирнова

Некоторые художники так и не приобрели привычки мельтешить лицом и достижениями где только можно. Если есть деньги — работают над проектами, нет — вынашивают идеи для будущего. Это тяжкая доля, но иначе не позволяет чувство собственного достоинства. Может быть поэтому на российские экраны так редко выходит без натяжек и оговорок хорошее кино.

Прорвать блокаду продюсерской вкусовщины, отсекающей от финансирования и производства реально полноценные сценарии, удаётся немногим. В этом смысле Авдотья Смирнова смотрится одиноким знаменосцем на выжженном поле битвы, политом слезами зрителей.