Блог

Хоттабыч Ивана Пачина

Спектакль Екатеринбургского ТЮЗа «Хоттабыч. Снимается кино» в постановке Ивана Пачина по пьесе П. Коротыч был первой прошлогодней премьерой. В начале этого сезона (2024-25) вышла его обновлённая версия. Стоила ли овчинка выделки? Надо сказать, что я не уделила никакого аналитического внимания постановке «Хоттабыча» в прошлом году, потому что для меня это очень уж средний спектакль, в котором ничего интересного не поймать. Но факт переделки готового продукта сам по себе вызывает интерес, поэтому будем разбираться. 

Последнее лето Д.Чащина

25 и 26 апреля на сцене Екатеринбургского ТЮЗа была показана премьера Театра Наций «Последнее лето». Спектакль режиссёра Данила Чащина по сценарию Анны Козловой «Куоккала» был тепло принят публикой. Имена-бренды «Вениамин Смехов» и «Юлия Пересильд» изрядно подогрели общий эмоциональный подъём. Ожидания были… были. Для кого-то оправдались, для меня не очень.Некоторые коллеги обвиняют меня в «вечном недовольстве» и завышенных требованиях к авторам постановок. Пардон, господа, моя мерная планка — спектакли Р. Туминаса, выборочно — Ю. Бутусова и А. Прикотенко. И я не виновата, что реально талантливых работ мало, а амбициозных претендентов на роскошь называться режиссёром — неприлично много. Почему же мои ожидания от работы Д. Чащина не оправдались? Будем разбираться. 

Ромео и Джульетта Петра Шерешевского

И снова на сцене Екатеринбургского ТЮЗа, бывшего некогда имени Ленинского Комсомола, давали «Ромео и Джульетту». Театральное агентство «Ангажемент», которое привычно возит к нам золотомасочные спектакли (спасибо ему за это), представило интерпретацию великой пьесы Семёном Саксеевым в постановке Петра Шерешевского. Именитый Московский ТЮЗ, вечный Шекспир, вечная любовь и всё такое… Народ повалил… и… начал отваливать на тридцать пятой минуте действия. «Г…о, го…ще…», — так обозвал происходящее на сцене один из очень культурных и уважаемых мною зрителей. Многие из тех, кто досидел до конца, напротив, были в восторге от «необычности и новизне»режиссёрского подхода и неожиданного финала. В чём причина такого радикального разброса впечатлений? Будем разбираться.

«Вечный зов». Без вранья

Вчера я закончила пересматривать один из лучших советских эпических фильмов «Вечный зов». Режиссёры Валерий Усков и Владимир Краснопольский сняли эту ёмкую историческую кинодраму по одноимённому роману Анатолия Иванова. Я помню середину семидесятых, когда после программы «Время» замирала жизнь во дворах. Вся страна сидела у телевизоров, следя за судьбами главных и неглавных героев. От мала до велика, затаив дыхание, мы сопереживали экранной истории по-настоящему. Почему? Потому что в ней было рассказано о НАС: о наших дедушках и бабушках, отцах и матерях, соседях и друзьях так, как мы их знали и помнили: БЕЗ ВРАНЬЯ. Наше «сегодня» отличается от нашего «вчера» как земля от неба и день от ночи. Почему? Будем разбираться.

Анна Каренина М.Заеца

Одна из премьер Свердловского Театра Драмы уходящего сезона 2022/23 — спектакль М. Заеца «Анна Каренина». Если коротко: постановка весьма интересна как режиссёрски, так и сценографически. С первых минут действия понятно, что здесь мы имеем дело с профессиональной творческой командой высокого уровня. Тем интереснее разбирать язык драматургической композиции, найденных художественных образов и метафор, есть о чём думать и что обсуждать.

Гроза А. Могучего-сан

Наконец и до нас доехал нашумевший ещё в 2016 году спектакль А. Могучего «Гроза» (БДТ, С.-Петербург). Многочисленные призы театрального сообщества плюс «Золотая маска 2017» за режиссуру — это обязывает и поднимает ожидания публики на неимоверную высоту. Оправдались ли они? Судя по реакции зала — да. Народ узрел нечто в Екатеринбурге невиданное — попытку «кабукинизации» русской драматургической классики. Пришить принципы чужого театра к русской давно устоявшейся традиции это очень смело. Как Костя Треплёв в чеховской «Чайке» А. Могучий ищет новые формы. Прекрасно! Только почему в чужом огороде? Японский дайкон слаще нашей редьки? Конечно. Вот только остроты в нём маловато. 

Война и мир Римаса Туминаса

В Екатеринбурге с привычным триумфом завершились гастроли Театра им. Евгения Вахтангова. Москвичи и на этот раз привезли грандиозную постановку — великий роман А.Н. Толстого «Война и мир» в режиссёрской версии Римаса Туминаса. Сегодня на театре делается много попыток переноса литературы на сцену. И большинство грешат одним и тем же недостатком – неравноценностью литературного и драматургического материала. Увы, большая литература редко оказывается по зубам нашей новой режиссёрской поросли. Почему? Это вопрос вопросов. Будем разбираться.

Три Толстяка А. Казакова

В Екатеринбургском ТЮЗе премьера. Публике представлен спектакль А. Казакова «Три Толстяка» по мотивам одноимённой повести Ю. Олеши. Не ходите. Даже если у вас есть лишнее время и деньги, всё равно не ходите. Лучше почитайте «Толстяков» своему ребёнку сами. Почему? Будем разбираться. Я прошу прощения у актёров, занятых в спектакле. Всё, что я буду писать ниже к ним не относится ни в коей мере. В ТЮЗе замечательная труппа, артисты знают своё дело и прекрасно умеют справляться с любыми задачами. Но даже НАШИ артисты не всесильны. 

Книга всех вещей Артёма Устинова

Вдогонку фестивалю АРТМИГРАЦИЯ 2022 в Екатеринбурге хочется особо выделить спектакль Томского ТЮЗА «Книга всех вещей». Этот замечательный спектакль прекрасен (для меня) прежде всего внимательным отношением режиссёра Артёма Устинова к автору литературной основы Гюсу Кёйеру. В родном Томске «Книга» играется на малой сцене. Несмотря на это, большой зал Екатеринбургского ТЮЗА, принявшего коллег, очень соответствовал как масштабу поднятых тем, так и количеству желающих увидеть очередную талантливую постановку Устинова. В финале зрители, преимущественно юные, буквально бушевали от восторга. В чём секрет такого грандиозного успеха? Будем разбираться.

Войцек Степана Пектеева

В Екатеринбурге завершился театральный фестиваль АРТМИГРАЦИЯ. 13 октября на сцене ТЮЗА был представлен спектакль Ивановского драматического театра по одноимённой пьесе Г. Бюхнера «Войцек» в постановке С. Пектеева. Первое впечатление от просмотра: это очередная попытка очередного «молодого» режиссёра самовыразиться об зрителя и убить его наповал глубокими привнесёнными смыслами. Удалось ли это автору спектакля? Будем разбираться.