Вопросы теории драматургии

Хоттабыч Ивана Пачина

Спектакль Екатеринбургского ТЮЗа «Хоттабыч. Снимается кино» в постановке Ивана Пачина по пьесе П. Коротыч был первой прошлогодней премьерой. В начале этого сезона (2024-25) вышла его обновлённая версия. Стоила ли овчинка выделки? Надо сказать, что я не уделила никакого аналитического внимания постановке «Хоттабыча» в прошлом году, потому что для меня это очень уж средний спектакль, в котором ничего интересного не поймать. Но факт переделки готового продукта сам по себе вызывает интерес, поэтому будем разбираться. 

Последнее лето Д.Чащина

25 и 26 апреля на сцене Екатеринбургского ТЮЗа была показана премьера Театра Наций «Последнее лето». Спектакль режиссёра Данила Чащина по сценарию Анны Козловой «Куоккала» был тепло принят публикой. Имена-бренды «Вениамин Смехов» и «Юлия Пересильд» изрядно подогрели общий эмоциональный подъём. Ожидания были… были. Для кого-то оправдались, для меня не очень.Некоторые коллеги обвиняют меня в «вечном недовольстве» и завышенных требованиях к авторам постановок. Пардон, господа, моя мерная планка — спектакли Р. Туминаса, выборочно — Ю. Бутусова и А. Прикотенко. И я не виновата, что реально талантливых работ мало, а амбициозных претендентов на роскошь называться режиссёром — неприлично много. Почему же мои ожидания от работы Д. Чащина не оправдались? Будем разбираться. 

«Сын» Юрия Бутусова (по Ф. Зеллеру)

Только что завершились гастроли Московского Российского Академического Молодёжного Театра на сцене Екатеринбургского ТЮЗа. В рамках показов спектаклей — лауреатов «Золотой Маски» 2022 зрители увидели постановку Юрия Бутусова по одноимённой пьесе Флориана Зеллера «Сын». Бурные аплодисменты, в которых искупала артистов наша публика, были безусловно заслуженными и очень искренними. Нечасто зрительный зал ТЮЗа остаётся воодушевлённо полным после двойного поклона, да ещё и с криками «браво!». Казалось бы, на этом можно и закончить: что хорошо, то хорошо. Но…

«Идиот» А. Прикотенко

В этом году фестиваль «Реальный театр» проскочил мимо меня как солёный заяц. Вживую удалось посмотреть только два первых спектакля, и ещё один — «Идиот» А. Прикотенко — в записи. Мне всё меньше хочется разбирать «современные» постановки классики, потому что в них от собственно классики мало что остаётся. Режиссёры взяли моду отталкиваться от Великих для рефлексии своих личных психических заморочек. Это неинтересно. Но постановка А. Прикотенко — особый случай. В ней, несмотря на переписанный самим режиссёром авторский текст, звенит нерв Достоевского. Да так сильно, что заплакала моя душа по великой Любви человеческой.

Толстая тетрадь Т. Тарасовой

В Екатеринбурге стартовал XVI фестиваль «Реальный театр» 2021. На малой сцене ТЮЗа мастерская Олега Кудряшова (ГИТИС) представила студенческий спектакль «Толстая тетрадь» в постановке Татьяны Тарасовой. Основой драматургического материала послужил литературный — одноимённый роман швейцарской писательницы Аготы Кристоф. Спектакль получился далеко не однозначный, постараемся разобраться в чём дело.

«Тимур и его команда» П. Пронина

Спектакль П. Пронина «Тимур и его команда» по одноимённой повести А. Гайдара был представлен ТЮЗом в начале этого сезона. Я его непосредственная участница в качестве помрежа. Поэтому мне показалось правильным выдержать дистанцию и не высказывать своё мнение, пока постановка не войдёт в стабильное русло, не откорректируется временем. Но «Тимур» до сих пор вызывает вопросы у родителей — почему такой длинный, ведь это детский спектакль. Он идёт без антракта полтора часа. Для категории зрителей 10+ это долго, а с учётом того, что на этот спектакль как правило приводят начальную школу, и подавно. В чём главная проблема? Будем разбираться.

«Собачье сердце» Е. Невежиной

Только что в ТЮЗе состоялась премьера спектакля «Собачье сердце». Эту постановку ждали многие. Во-первых, Булгаков, во-вторых, Е. Невежина, у которой достаточно длинный список успешных постановок в других театрах. То, что спектакль сделан не по повести, а по пьесе «Собирание человека», автором которой является К. Гашева, как-то само собой отошло на второй план. Все, конечно же, ждали именно Михаила Афанасьевича. Главная интрига события лично для меня заключалась в решении вопроса: в какой степени режиссура вкупе с драматургией дотянутся до той высокой планки, которую задаёт литература. Ведь не секрет, что литературные произведения переносить на театральную сцену очень сложно. Удалось ли это авторам спектакля? Давайте разбираться.

Дядя Ваня Римаса Туминаса

В начале февраля наш ТЮЗ принимал гастрольный спектакль театра им. Е. Вахтангова «Дядя Ваня». За почти одиннадцать лет жизни этой постановки режиссёра Р. Туминаса актёры выходили на сцену 270 раз. Если они повторят свой выход ещё два раза по столько, менее актуальным спектакль не станет. Потому что к замечательной Чеховской пьесе здесь подобран замечательный режиссёрский ключ. В чём его секрет — будем разбираться.

Обыкновенная история К. Серебренникова

В начале апреля «к нам приехал, к нам приехал Гоголь-центр наш дорогой!» и привёз «Обыкновенную историю» И. Гончарова. Ожидания были нешуточные, ведь режиссёр постановки — сам опальный К. Серебренников. Однако… откровения не случилось. После финальной реплики Саши Адуева: «Я свободен…» публика, жиденько похлопав, рассосалась. Актёры даже не вышли на поклон. Это было во второй и последний день гастролей. В чём дело? Неужели наш театральный город не смог оценить образец современного столичного искусства по достоинству? Будем разбираться. 

«Т-34» Алексея Сидорова

Коммерческий и зрительский успех картины «Т-34» налицо, потому что 2 миллиарда рублей менее чем за месяц при затратах в 600 млн. это гордая цифра. Критики критикуют, мол, это голливудские лекала сработали. Но зрителям всё равно где там голливуд и историческая реальность, главное, это по-настоящему переживательное кино. И нам интересно подробнее разобраться, где работают технологии, а где кое-что другое.